Парламентские слушания

«Реиндустриализация экономики регионов России как базовое условие реализации политики импортозамещения»

Место проведения мероприятия: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике
31 марта 2015 года (протокол № 80)

Участники парламентских слушаний, состоявшихся под председательством Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители профессорско-преподавательского состава Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, руководители крупных производственных предприятий и научно-исследовательских институтов, отмечают следующее.

Цикличность долгосрочного экономического развития, проведение монетаристской экономической политики и сформировавшийся комплекс объективных обстоятельств, влияющие на текущую государственную социально-экономическую политику, предопределяют необходимость корректировки целей и задач долгосрочной государственной экономической политики. В сложившихся условиях первоочередными задачами управления является укрепление экономического и финансового суверенитета нашей страны посредством постановки стратегической цели реиндустриализации национальной экономики как новой экономической модели.

Основой государственной политики ее реализации является реструктуризация реального сектора экономики, обеспечение необходимой доли импортозамещения и совершенствование финансово-кредитной системы. При этом качественное изменение структуры народного хозяйства связано с формированием условий для перехода к динамичному и устойчивому росту на основе мощного развития обрабатывающей промышленности, машиностроения, агропромышленного комплекса с целью создания многосекторной индустрии, применяющей современные прогрессивные технологии, инновационные производственные процессы и требующей усиления кадрового потенциала. Скоординированный трансформационный процесс крупномасштабных действий должен быть комплексным и последовательным, сочетающим сокращение избыточных элементов экономической структуры и создание новых остро необходимых ее частей посредством замещения.

Такой переход возможен на основе стратегии пространственного развития и требует определения и структуризации приоритетных направлений размещения производительных сил, качественного повышения роли регионов в реиндустриализации с учетом их экономической специализации, обновления основных фондов предприятий машиностроения, а также использования преимуществ нашей экономики. К ним относятся низкий государственный долг, значительные бюджетные резервы, высокий потенциал наращивания потребительских рынков, наличие ключевых компетенций в таких отраслях, как энергетика, космос, связь, оборонная промышленность.

Залогом успешного выполнения поставленных задач является государственная политика, направленная на формирование законодательного, финансового, организационного и кадрового обеспечения глобальной реиндустриализации национальной экономики и сопряженная с текущими антикризисными мерами, предпринимаемыми Правительством Российской Федерации на основе тесного сотрудничества с Федеральным собранием Российской Федерации.

С учетом изложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить принятие проектов федеральных законов:

№ 555391-6 «О стандартизации в Российской Федерации»;
№ 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

2. Правительству Российской Федерации:

считать базовой парадигмой развития национальной экономики реиндустриализацию, главной целью которой является восстановление роли и места промышленности в экономике страны на основе нового технологического уклада;

Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации обобщить все предложения по импортозамещению и структурной перестройке промышленности, поступившие из регионов страны, а также министерств и ведомств, и с учетом финансовой составляющей доложить Правительству Российской Федерации для принятия решения по их выполнению во временном факторе;

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в Государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» проекта производства регионального самолета Оренбургским производственным объединением «Стрела»;

Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности децентрализации финансовой системы и о перераспределении части налогов в пользу региональных бюджетов;

разработать стратегию развития рынка интеллектуальной собственности с созданием единого органа по интеллектуальной собственности при Правительстве Российской Федерации. Рассмотреть целесообразность снижения/отмены налоговой нагрузки при продаже лицензий на использование результатов интеллектуальной деятельности, а также освобождения предприятий от уплаты налога на прибыль при постановке на учет результатов интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов;

рассмотреть возможность освобождения от налогообложения имущества и других средств владельцев офшорных активов, возвращающихся в Российскую Федерацию в результате ликвидации иностранных юридических лиц;

проработать вопросы поэтапной реализации масштабного проекта по созданию интегральной евразийской транспортной системы, способного дать кумулятивный экономический эффект;

ускорить разработку Национальной технологической инициативы на основе долгосрочного прогнозирования совместно с ведущими научно-исследовательскими и учебными центрами, институтами развития и деловыми объединениями предпринимателей;

рассмотреть вопрос о создании для инвестора единой прозрачной и понятной информационной системы существующих институтов и инструментов развития;

разработать механизмы повышения заинтересованности бизнеса в инвестиционной и инновационной деятельности инструментами налоговой и ценовой политики, формирующими реальные стимулы для оживления инвестиционной деятельности;

осуществить переход к политике форсированных инвестиций с ежегодным их увеличением на 8-10% с целью доведения доли нормы инвестиций в ВВП до 25%;

произвести значительное увеличение ресурсного потенциала национальных институтов развития посредством их фондирования средствами Центрального банка Российской Федерации под одобренные Правительством Российской Федерации инвестиционные проекты в реальном секторе экономики;

ускорить разработку программы научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, разработанной с учетом потенциальных возможностей реиндустриализации экономики субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Определить временную систему поэтапного развития экономики страны, в том числе и на длительную перспективу. Считать целесообразным тесную увязку вышеуказанной программы с развитием материального производства и его финансовым обеспечением;

рассмотреть возможность проведения докапитализации региональных кредитных организаций за счет средств, предоставленных государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в 2014 году;

внести изменения в таможенно-тарифное регулирование в отношении готовой продукции и комплектующих (в том числе, в отрасли веломотостроения) в целях стимулирования роста производств на территории Российской Федерации и снижения импорта готовой продукции;

разработать государственную программу модернизации всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на современные индустриальные производства инновационного типа, с учетом создания альтернативных рабочих мест и интеграции в российский рынок труда иностранной квалифицированной рабочей силы исходя из перспективных потребностей в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

ускорить имплементацию основных положений Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части обеспечения согласованной работы федеральных органов государственной власти по реализации основных положений федеральных законов.

3. Центральному банку Российской Федерации:

проработать вопрос о смягчении денежной политики и повышении монетизации национальной экономики;

продолжить реализацию комплекса мер по стабилизации и поддержанию стабильности валютного рынка и устойчивости валютного курса рубля;

активизировать работу по совершенствованию механизма проектного финансирования под приоритетные инвестиционные проекты модернизации базовых отраслей, импортозамещение и создание ядра производств нового технологического уклада с целью обеспечения долгосрочных инвестиций;

сформировать систему специальных целевых кредитов стратегическим предприятиям и систему контроля целевого использования кредитных ресурсов, выделяемых под низкую процентную ставку, посредством ужесточения норм банковского надзора;

рассмотреть возможность осуществления рефинансирования российских коммерческих банков под рублевое кредитование экспортно-импортных операций;

оценить целесообразность активизации режима регулируемого валютного курса и валютного контроля для юридических лиц, введения системы валютных ограничений в части обязательной частичной продажи за рубли российскими экспортерами валютной выручки на внутреннем российском рынке, а также перехода на расчеты в национальных валютах (том числе рублях) с зарубежными партнерами по внешнеторговым сделкам.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

установить состав отраслей и подотраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, подъем которых является ключевым условием реиндустриализации экономики субъекта Российской Федерации, подготовить социально-экономическое обоснование реиндустриализации экономики субъекта Российской Федерации с учетом потенциальных возможностей имеющихся основных фондов, производственных мощностей, нематериальных активов, трудовых ресурсов и на этой основе скорректировать прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

включить задачи поддержки импортозамещения в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в качестве приоритетных;

проработать вопросы развития региональной авиации и строительства региональных и местных дорог с использованием средств региональных дорожных фондов, пополняемых из дополнительных источников, с целью удвоения объемов дорожного строительства в целом по стране.

5. Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, высшие органы исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.