Парламентские слушания

«Импортозамещение продукции высоких переделов на примере отрасли производства систем отопления»

Парламентские слушания провел заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров.

На мероприятии, организованном Комитетом Совета Федерации по экономической политике при участии Ассоциации производителей радиаторов отопления (АГТРО), обсуждался широкий круг вопросов, связанных с перспективами и проблемами развития импортозамещения в сфере производства систем отопления, конкуренцией на российском рынке теплотехнического оборудования, повышением уровня его безопасности и качества, совершенствованием таможенно-тарифного регулирования и возможностями финансирования и поддержки проектов в отрасли. 

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 22 декабря 2016 года (Протокол № 114)

Участники парламентских слушаний, состоявшихся под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике С.В. Шатирова, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители крупных производителей, импортеров, оптовых поставщиков и розничных продавцов продукции систем отопления, национальных и отраслевых бизнес-ассоциаций, а также представители экспертного сообщества, отмечают следующее.

Российские производства отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов) в настоящее время функционируют в 18 субъектах Российской Федерации, входящих в состав семи федеральных округов (Республика Карелия, Удмуртская Республика, Красноярский и Приморский края, Владимирская, Волгоградская, Кемеровская, Московская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская и Челябинская области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург).

В ближайшие два-три года планируется создать такие производства еще в 5 регионах России (Республика Ингушетия, Пермский и Ставропольский края, Калининградская и Липецкая области), в результате чего число отечественных производств отопительных приборов к 2020 году увеличится до 30 предприятий.

При этом российские предприятия производят весь существующий спектр видов отопительных приборов: алюминиевые и биметаллические секционные радиаторы отопления, стальные панельные радиаторы отопления, чугунные батареи эконом- и премиум-сегментов, конвекторы отопительные различных типов монтажа (настенные, напольные, внутрипольные из черных и цветных металлов).

В 2016 году российским производителям отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов) на фоне снижения импорта более чем на 30% удалось увеличить объемы внутреннего производства на 25%, обеспечив рост своей доли на внутреннем рынке потребления с 24% до 34%.

В результате к настоящему времени отечественной отраслью производства отопительных приборов, в частности, в сегменте алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, уже достигнуты и перевыполнены целевые показатели по снижению плановой доли импорта в потреблении, предусмотренные приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 651 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли цветной металлургии Российской Федерации», согласно которому предполагалось снижение доли импорта в потреблении радиаторов отопления из цветных металлов с 90% до 85% к 2020 году.

Вместе с тем долю в размере двух третей потребления радиаторов отопления на российском рынке по‑прежнему занимает продукция иностранного производства.

В связи с отсутствием обязательных требований продукция иностранного производства зачастую поставляется по заниженным ценам, нередко сопровождается недостоверными (завышенными) потребительскими характеристиками на упаковке и в сопроводительной документации, а также не соответствует требованиям стандартов (ГОСТам), что создает угрозу аварий (разгерметизации) отопительных приборов.

В свою очередь, российские производители в последние годы вложили в создание и расширение производств отопительных приборов на территории Российской Федерации значительные объемы частных инвестиций без привлечения средств государственной поддержки и готовы снизить долю импорта на внутрироссийском рынке потребления отопительных приборов до 30–40% к 2020 году.

В этой связи для защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных товаров и поддержки отрасли российского производства отопительных приборов необходимо рассмотреть вопрос о введении ряда мер государственного регулирования.

Во‑первых, в настоящее время завершено публичное обсуждение подготовленного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в единые перечни продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия», который предусматривает введение обязательной сертификации всех типов радиаторов отопления и конвекторов отопительных. В рамках публичного обсуждения указанный проект полностью поддержан российскими производителями и предпринимательскими объединениями.

Во‑вторых, крайне незначительной по‑прежнему остается доля радиаторов отопления и конвекторов российского производства, поставляемых на социально значимые объекты в рамках государственных и муниципальных закупок (не более 5–10%).

В этой связи необходимо обеспечить предоставление российским производителям отопительных приборов преференций при участии в государственных (муниципальных) закупках путем установления ограничений или условий допуска иностранных товаров данной категории к таким закупкам.

По экспертным оценкам, введение указанных мер позволит уже в течение года в 3–4 раза увеличить объем государственных и муниципальных закупок радиаторов отопления и конвекторов российского производства.

В‑третьих, необходимо обеспечить системную основу для работы таможенных органов по упорядочению осуществления импорта на территорию Российской Федерации отопительных приборов из иностранных государств, включая контроль достоверности таможенной стоимости ввозимых товаров.

В настоящее время данная работа существенно затруднена из‑за отсутствия в отношении наиболее популярных типов радиаторов отопления (алюминиевых и биметаллических) отдельных кодов в Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Положения ТН ВЭД ЕАЭС в данной части существенно устарели, поскольку содержат коды только на чугунные батареи и стальные радиаторы, в то время как на трендовую продукцию, ввозимую в Россию в три раза больших объемах, отдельные коды ТН ВЭД ЕАЭС отсутствуют.

Учитывая изложенное, в целях принятия эффективных мер защиты внутрироссийского рынка потребления отопительных приборов и обеспечения развития отрасли отечественного производства продукции отопительных систем участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

— совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации ускорить внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982», предусматривающего введение обязательной сертификации всех типов радиаторов отопления и конвекторов отопительных;

— рассмотреть возможность включения в План мероприятий по импортозамещению в отрасли черной металлургии Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 652, дополнив позициями 25.21.11.110 «Радиаторы центрального отопления и их секции чугунные», 25.21.11.120 «Радиаторы центрального отопления и их секции стальные», 25.21.11.150 «Конвекторы отопительные стальные»;

— разработать меры стимулирования создания и развития отечественных предприятий, выпускающих оборудование для производства отопительных приборов: литьевые, сборочные, окрасочные, сварочные комплексы для производства радиаторов отопления; трубообрабатывающие, штамповочные, сборочные, окрасочные линии для производства конвекторов.

— рассмотреть вопрос о проведении в 2017 году веерных исследований и других работ в рамках Российской системы качества в отношении алюминиевых, биметаллических, стальных и чугунных радиаторов отопления, а также конвекторов с выделением лучших торговых марок продукции российского производства данных категорий и присвоением им российского Знака качества;

— рассмотреть вопрос о состоянии конкуренции на рынке поставок материалов из стали (стального листа, стальной трубы и т. д.) для изготовления радиаторов отопления и конвекторов и подготовить необходимые предложения по стимулированию конкуренции.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

— разработать меры по стимулированию увеличения закупок строительных материалов и изделий российского производства при выполнении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

— провести консультации по вопросам совершенствования требований к монтажу на строительных объектах отопительных приборов с учетом необходимости обязательного выполнения требований нормативных документов (санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, свода правил СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41–01–2003»), обеспечивающих безопасную эксплуатацию отопительных приборов в соответствии с температурным графиком отпуска тепловой энергии в регионах, а также качества водоподготовки в условиях существующей инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;

— подготовить предложения по включению в проект технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» требований к радиаторам отопления и конвекторам (теплофизические, геометрические, весовые и гидравлические показатели их безопасности), а также требований по проведению процедуры оценки (подтверждения) соответствия радиаторов отопления и конвекторов указанным обязательным требованиям в форме сертификации.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации

— рассмотреть возможность дополнения перечня товаров, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позициями 25.21.11.120 «Радиаторы центрального отопления и их секции стальные», 25.21.11.130 «Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов», 25.21.11.150 «Конвекторы отопительные стальные», 25.21.11.160 «Конвекторы отопительные из прочих металлов».

— совместно с Федеральной таможенной службой подготовить и внести на рассмотрение Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, предусматривающий выделение в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления отдельных товарных подсубпозиций ТН ВЭД ЕАЭС (на уровне 10-го знака) в товарной позиции 7616 ТН ВЭД ЕАЭС, с финансово-экономическим обоснованием целесообразности предлагаемой меры;

— в рамках осуществления функций по внешнеэкономической деятельности и при подготовке переговоров по созданию зон свободной торговли учитывать, что снижение размеров ставок ввозных таможенных пошлин на радиаторы отопления, классифицируемые в рамках товарных позиций 7615, 7616, 7322 ТН ВЭД ЕАЭС, окажет крайне негативное влияние на отрасль российского производства отопительных приборов в связи с перспективой роста ввоза продукции, произведенной в странах, не являющихся государствами – членами Евразийского экономического союза.

4. Федеральной таможенной службе обратить особое внимание на практику ввоза биметаллических радиаторов с преобладающим содержанием стали, классифицируемых в рамках товарной позиции 7322 ТН ВЭД ЕАЭС, в том числе с их первоначальным импортом на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан.

5. Федеральной службе по аккредитации

— разработать меры по реализации проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982», разрабатываемого Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, с целью учета необходимости своевременного (до даты вступления в силу разрабатываемого Постановления) проведения аккредитации лабораторий (центров) на проведение работ по осуществлению обязательной оценки (подтверждения) соответствия отопительных приборов;

— в ходе проведения проверочных мероприятий по контролю и надзору за деятельностью аккредитованных лиц, осуществляющих оформление документов об оценке (подтверждении) соответствия и протоколов испытаний в отношении отопительных приборов, обратить внимание на факты нарушения правил выполнения работ по сертификации в части представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений.

6. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии — совместно с Федеральной службой по аккредитации рассмотреть подготовленный представителями отрасли производства отопительных приборов проект национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных»;

— рассмотреть вопрос о возможности создания в структуре технического комитета по стандартизации «Строительные материалы (изделия) и конструкции» подкомитета «Строительные изделия для инженерных систем водоснабжения, канализации, отопления и теплоснабжения».

7. Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) рассмотреть предложения о необходимости осуществления монтажа отопительных приборов, соответствующих требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 31311–2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», в утверждаемых Ассоциацией «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) стандартах на процессы выполнения соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

8. Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО»:

— обеспечить направление подготовленного представителями отрасли проекта национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных» для рассмотрения в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и в Федеральную службу по аккредитации;

— совместно с предпринимательским и экспертным сообществом проработать вопрос о возможной методологии установления классов энергетической эффективности отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов);

— в 2017 году провести в рамках ведущих отраслевых выставок в российских регионах серию экспозиционно-маркетинговых и экспертно-деловых мероприятий «ТермоКонВент – 2017» с целью формирования консолидированной позиции всех участников рынка по вопросам дальнейшего развития отрасли систем отопления;

— провести анализ обеспеченности российского рынка отопительных приборов лабораторной базой, оснащенной оборудованием, которое необходимо для проведения испытаний отопительных приборов (включая климатические камеры надлежащих размеров), и направить информацию о результатах проведения данного анализа в Федеральную службу по аккредитации;

— подготовить план развития отрасли производства отопительных приборов на период до 2020 года, содержащий оценку количества создаваемых предприятий и возможных объемов их производства, размеров предлагаемых инвестиций, прогнозируемых сумм дополнительных налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также количества новых рабочих мер;

— совместно с Ассоциацией «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) и Ассоциацией предприятий индустрии климата (АПИК) реализовать проект по созданию Подсистемы добровольной верификации оборудования, приборов и изделий для систем инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений в рамках Системы добровольной оценки соответствия (СДОС) НОСТРОЙ, рассмотрев целесообразность проведения верификации отопительных приборов в качестве пилотного проекта, а также с формированием перечней продукции, прошедшей и не прошедшей процедуру верификации;

— продолжить работу по обсуждению актуальных проблем развития отрасли производства систем отопления с использованием различных дискуссионно-экспертных площадок и форматов;

— организовать проведение мониторинга закупок отопительных приборов в рамках программ капитального ремонта общего имущества собственников в многоквартирных домах на предмет соответствия поставляемых на объекты капитального ремонта радиаторов отопления и конвекторов требованиям стандарта ГОСТ 31311–2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия».