«Круглые столы»

«Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях„

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике
31 марта 2015 г.  (протокол № 80)

Комитет Совета Федерации по экономической политике 24 февраля 2015 года провел заседание "круглого стола" на тему "Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях". В работе "круглого стола" приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители профильных министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, общественных и научных организаций, средств массовой информации.

Цель проведения "круглого стола" - оценка текущего состояния малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (далее - МСП), выявление причин, препятствующих развитию МСП, в частности, в области законодательства, выработка совместных рекомендаций, направленных на создание благоприятных условий развития МСП в Российской Федерации.

Участники ’’круглого стола” отметили следующее.

В 2014 году был принят ряд Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года № 98-р План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее - антикризисный план Правительства РФ), направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, содействующих улучшению делового климата в стране, упрощению условий работы данного сектора экономики.

Однако налоговая и финансовая политика, в последние годы отличалась принятием законодательных инициатив, ухудшивших положение сектора малого и среднего предпринимательства. Так, сокращение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в последние два года (на 12,7% только за 2013 год) связано с массовым снятием с учета индивидуальных предпринимателей, основной причиной которого стало двукратное увеличение фиксированного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование.

Согласно информации Пенсионного фонда Российской Федерации численность плательщиков, производящих выплаты физическим лицам по состоянию на 1 января 2014 года, составляла 6006412 человек, а по состоянию на 1 июля 2014 года - 5700768 человек, то есть уменьшилась более чем на 300 тысяч человек. Плетельщиков, не производящих выплаты физическим лицам, соответственно уменьшилось с 4451904 человек до 3597839 человек, то есть почти на один миллион. Эти данные свидетельствуют о крайне негативном влиянии перехода от системы единого социального налога к взносам в социальные фонды. Кроме того, в указанной статистике не учтены предприятия, находящиеся в стадии банкротства или неудовлетворительного финансового положения (сельскохозяйственные предприятия, строительные, научные и др.).

В современных условиях замедления темпов экономического роста, сокращения бюджетов большинства регионов, применения санкций, угрозы стагнации российской экономики, возросшего спроса на импортозамещение продукцией массового спроса отечественного производства, перспектива развития МСП в стране требует пересмотра и выявления новых эффективных мер государственной поддержки.

Малые предприятия обладают высоким потенциалом использования местного сырья, способствуя обеспечению высокого стандарта жизни населения всех населенных пунктов, включая сельскохозяйственные территории. Это создает условия для стабильного производства и быстрого реагирования в случае изменения спроса на определенные виды товаров (работ, услуг) в конкретных регионах страны. Однако в виду высоких тарифов на тепло- и энергоносители малые предприятия не могут реализовывать указанный потенциал.

Дальнейшее развитие МСП в Российской Федерации и определение актуальных форм его поддержки, по мнению участников "круглого стола", концептуально должно быть направлено на стимулирование качественного развития микропредприятий в малые, далее - в средние. Действующая сейчас система поддержки МСП носит "точечный" характер и имеет своей первоочередной целью обеспечение занятости населения. Расширение же деятельности МСП, повышение объемов производства или наем большего числа сотрудников является невыгодным для предпринимателя, поскольку значительно повышает фискальную и административную нагрузку, ограничивает возможность получения поддержки.

Важная роль в решении указанной проблемы отводится вопросу о возможности пересмотра критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Увеличение в два раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг), содержащееся в антикризисном плане Правительства - крайне важное изменение, но не единственно необходимое.

Участники "круглого стола" зафиксировали крайне низкий уровень МСП в сфере производства. Большинство действующих в России предпринимателей, в том числе самозанятых, работают в сферах торговли, бытовых услуг, заняты посредничеством. Развитие производственных МСП, в частности, предприятий по производству отечественных продуктов и товаров массового потребления, сдерживается низкой доступностью кредитных финансовых средств, труднодоступным и высоко затратным для размещения производств приобретением земельных участков и помещений; сложностями подключения к инженерной энергетической и транспортной инфраструктуре; проблемами конкурентной среды при реализации произведенной МСП продукции и сложной системой налогообложения.

В качестве сдерживающего фактора развития МСП в регионах страны участники "круглого стола" выделили:

- частое изменение законодательства Российской Федерации, прежде всего в сфере налогообложения;

- проблемы нахождения рынков сбыта;

- необходимость актуализации нормативно-правовой базы МСП; отсутствие должного качества муниципальных услуг; частые изменения схем размещения нестационарных торговых объектов; низкое качество трудовых ресурсов, недостаток профессионально подготовленных кадров;

- отсутствие развитой сети дорог общего пользования в сельской местности;

- отсутствие баланса интересов всех участников торговой деятельности при определении условий заключения и исполнения договора поставки продовольственных товаров.

В ходе заседания было отмечено, что в настоящий момент целесообразно развивать следующие меры поддержки малых и средних предприятий: увеличение объема микрофинансирования, использование гарантийных фондов, предоставление субсидий на модернизацию производства, лизинга оборудования; обеспечение доступа к государственному заказу и заказу естественных монополий, государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий. Кроме того, необходимо увеличить объемы финансирования инфраструктуры индустриальных и технопарков, как территорий для размещения промышленных МСП, приоритетно частных, как самых конкурентоспособных. Целесообразно унифицировать права и ответственность индивидуальных предпринимателей и микропредприятий в части административной ответственности и защиты банковских вкладов.

По мнению участников, необходимо создавать более выгодные условия осуществления деятельности легальными предпринимателями, в то время как административно контрольные мероприятия - акцентировать в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в теневом секторе экономики.

Создание условий повышающих заинтересованность региональных. органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в осуществлении программ поддержки МСП.

Обсудив вышеизложенные вопросы, участники "круглого стола” рекомендуют.

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

в сфере финансовой политики:

- создания целостной системы финансовой поддержки малых и средних предприятий и обеспечения предприятий доступными финансовыми ресурсами;

включения в перечень банков, подлежащих докапитализации через Агентство по страхованию вкладов, региональные системообразующие банки, активно кредитующие МСП;

- снижения процентной ставки по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства.

в сфере налогового законодательства:

- изменения налоговой нагрузки на МСП путём расширения круга лиц и периода применения режима "налоговых каникулы" для вновь создаваемых МСП;

- закрепления на долгосрочной основе ранее действовавшего норматива отчисления в местные бюджеты налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения, в размере не менее 50%;

- установления дополнительных отчислений в бюджеты муниципальных образований по налоговым поступлениям, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере фиксированного процента от прироста таких поступлений в отчетном периоде;

- предоставления права МСП, работающим по упрощенной системе налогообложения, выступать в случае необходимости в качестве плательщиков НДС;

- возврата к системе единого социального налога с существовавшей ранее ставкой для субъектов МСП вместо действующих социальных страховых взносов для указанных предприятий. В качестве возможных источников пополнения социальных фондов рассмотреть прямые бюджетные дотации. Таким образом, замена "ручной" поддержки отдельных субъектов МСП на поддержку непосредственно социальных фондов создаст благоприятные условия для ведения бизнеса за счёт снижения налоговой нагрузки для всех субъектов МСП и будет способствовать улучшению инвестиционного климата страны;

- введения пенсионных взносов для работников малых и средних предприятий, начиная с минимальной ставки в 1 процент с постепенным увеличением с целью частичного разделения ответственности по отчислению пенсионных взносов между работниками и работодателями.

в сфере законодательства об МСП:

- (в части пересмотра критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства): ускорить разработку законопроекта, предусматривающего увеличение в два раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также рассмотреть возможность участия других юридических лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта до уровня "не более 50 процентов";

- отмены для МСП, выполняющих государственный заказ, действующих ограничений по нормативу рентабельности или их существенного повышения;

- отмены требования об обязательном двухлетнем периоде, необходимом для официального приобретения статуса субъекта среднего предпринимательства, в целях распространения действия гарантийного механизма Внешэкономбанка на малые предприятия при условии фактического достижения ими показателей по численности и/или выручке для отнесения к субъектам среднего предпринимательства;

- включения управляющих компаний индустриальных парков в перечень организаций инфраструктуры поддержки МСП, что позволит существенно усилить их системную поддержку, реализуемую в настоящее время Минпромторгом России и Минэкономразвития России.

в сфере регулирования земельных отношений МСП:

- создания привлекательных условий для выкупа МСП не только арендуемых ими помещений, но и земельных участков.

в сфере регулирования трудовых отношений МСП:

упрощения процедур, связанных с регулированием трудовых отношений МСП (в части чрезмерного ограничения на заключение срочного трудового договора между работодателем и работником; расширения оснований для изменения условий трудового договора, включая причины экономического характера; сокращения сроков предупреждения работника о предполагаемом изменении трудового договора по причинам экономического характера; расширения возможностей по оптимизации численности работников и пр.).

в сфере образования:

расширения возможности прохождения практики на предприятиях различных отраслей хозяйства учениками средне-образовательных учреждений, в том числе, начальной школы, а также обеспечения возможности школьникам начать трудовую деятельность в виде практики на предприятиях различных отраслей в целях развития предпринимательских способностей.

2. Министерству финансов Российской Федерации:

рассмотреть по результатам первого квартала 2015 года возможность увеличения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

рассмотреть предложение Внешэкономбанка о ключевой роли ОАО "МСП Банк" в формировании Национальной гарантийной системы и возможность учета предложения Внешэкономбанка о включении ОАО "МСП Банк" в гарантийную систему в качестве равноправного участника;

рассмотреть опыт в области социального предпринимательства Тамбовской области с целью его использования в других регионах страны.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательной инициативы, направленной на совершенствование правового регулирования нестационарной и развозной (разносной) торговли.