«Круглые столы»

«Об актуальных аспектах защиты прав потребителей в Российской Федерации»

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике
7 июля 2015 (протокол № 88)

Комитет Совета Федерации по экономической политике 2 июня 2015 года провел заседание «круглого стола» на тему «Об актуальных аспектах защиты прав потребителей в Российской Федерации» под председательством первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике А.П. Майорова.

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, общественных объединений потребителей, экспертного сообщества, которые констатировали актуальность обсуждения вопросов защиты прав потребителей с учетом непростой социально-экономической ситуации.

В этой связи особое значение приобретает защита и поддержание должного уровня тех гражданских и социальных прав населения нашей страны, в числе которых одно из ведущих мест занимают потребительские права граждан, которые имеют определяющее значение для жизнедеятельности и качественного жизнеобеспечения. Поэтому в период кризисных явлений для каждого человека, каждой семьи повышенную актуальность имеют вопросы сохранения достигнутого уровня благополучия, надежного сбережения личных накоплений, стабильного обеспечения социальных гарантий, возможность безрискового приобретения качественных и безопасных товаров и услуг по доступным ценам.

Защита социальных и потребительских прав граждан требует осуществления широкого комплекса мер, включая законодательное обеспечение и создание условий для его применения. В связи со стремительным развитием рынка в сфере потребительских отношений существует постоянная необходимость совершенствования и создания новых действенных правовых механизмов для защиты прав и интересов потребителей, обеспечивающих потребительскую безопасность, социальную стабильность и стимулирование предпринимателей к достижению высоких стандартов обслуживания потребителей на основе принципов добросовестности и клиентоориентированности при гарантированном качестве предлагаемых товаров и услуг.

Несмотря на то, что законодательство о защите прав потребителей последовательно развивается и занимает прочное место в системе правового регулирования и его действенность подтверждается в целом позитивной правоприменительной практикой, оно, тем не менее, имеет определенные пробелы. Кроме того, в данной сфере встречаются факты несогласованности отдельных нормативных правовых актов между собой, что приводит к правовой неопределенности, которая наряду с прямыми нарушениями прав потребителей со стороны недобросовестных представителей предпринимательского корпуса, является дополнительной «почвой» для всякого рода злоупотреблений в ущерб интересам потребителям, что не способствует эффективному развитию потребительского рынка, в том числе из-за роста недоверия со стороны граждан к его профессиональным участникам.

В этой связи участники «круглого стола» обратили особое внимание на характер и структуру нарушений в сфере потребительского рынка, несущие в себе риск угрозы причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу потребителей, и, тем самым, представляющих очевидную общественную опасность.

Среди прочего были затронуты актуальные аспекты реализации законодательства о техническом регулировании, поскольку цели принятия технических регламентов в полной мере корреспондируются с целеполаганиями законодательства о защите прав потребителей. В этом контексте в качестве примера был сделан предметный акцент на проблемах, возникающих в связи с производством и оборотом некачественной и фальсифицированной строительной и кабельной продукции, которой, по мнению профессионального экспертного сообщества, в настоящее время не уделяется должного внимания, соответствующего тому уровню опасности, который таит в себе этот сегмент потребительского рынка.

Обсудив актуальные аспекты и проблемы защиты прав потребителей, с учетом высказанных мнений участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

в рамках государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов обеспечивать эффективное применение всего спектра полномочий в целях недопущения введения потребителей в заблуждение и попадания на потребительский рынок опасной и недоброкачественной продукции, уделив повышенное внимание строительной и кабельной продукции;

обеспечить совместную работу с общественными объединениями потребителей по реализации положений Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (Приложение № 13 к Договору о Евразийском экономическом союзе);

обеспечить активное обсуждение проекта Концепции государственной политики в области защиты прав потребителей, в том числе, с участием общественных объединений потребителей;

усилить координирующую роль указанного органа в деле объединения всех участников национальной системы защиты прав потребителей для решения наиболее значимых и актуальных задач, направленных на обеспечение неснижаемого уровня защиты прав потребителей и его последовательного повышения, прежде всего, в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, связанных с производством и оборотом продовольственных и непродовольственных товаров, предоставлением финансовых услуг, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, туризма, транспорта и связи.

2. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации активизировать и развивать практику разработки и принятия региональных программ по защите прав потребителей, обеспеченных реальным финансированием, предусматривающих практические действия и мероприятия, направленных на поддержку общественных потребительских организаций и гражданских инициатив в области правового просвещения и информирования потребителей на устойчивое функционирование местных потребительских рынков и создание благоприятной среды для разработки и внедрения социальных проектов в рамках частно­государственного партнерства.

3.  Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции создать межведомственную рабочую группу по изучению вопросов, касающихся воспрепятствования производству и реализации фальсифицированной строительной и кабельной продукции на российском рынке.

4. Комиссиям по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации создать рабочие группы для изучения вопросов, касающихся воспрепятствованию производству и реализации фальсифицированной строительной и кабельной продукции на региональных рынках.

5.  Общественным объединениям потребителей направлять Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей предложения по пресечению злоупотреблений и неправомерных действий со стороны общественных организаций, присваивающих себе функции контрольно-надзорных органов для проведения мероприятий.

6.  Объединению потребителей России с привлечением заинтересованных общественных организаций, экспертного сообщества и потребителей обобщить предложения по совершенствованию потребительского законодательства и повышению эффективности национальной системы защиты прав потребителей, а также по усилению потребительской безопасности и повышению качества жизни граждан. На основании обобщенного мнения потребительского движения сформировать предложения к концепции совершенствования потребительского законодательства в целом и модернизации Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», как основы национальной системы защиты потребителей.