«Круглые столы»

«Роль объединений поставщиков нефтегазового комплекса на современном этапе»

«Круглый стол» подготовлен Комитетом Совета Федерации по экономической политике. Его ведущим стал член Комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель Совета Союза производителей нефтегазового оборудования Игорь Панченко.

Участники мероприятия обсудили необходимость консолидации усилий поставщиков нефтегазового оборудования, их роль в развитии отрасли на современном этапе, а также вопросы импортозамещения в области нефтегазового машиностроения и меры государственной поддержки для инвестиционных проектов.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 17 мая 2016 года (Протокол № 105)

Участники «круглого стола», заслушав и обсудив доклады и выступления об актуальных проблемах промышленного развития отраслей-поставщиков и подрядчиков нефтегазового комплекса Российской Федерации и роли их объединений в формировании благоприятной бизнес-среды, отметили следующее.

1. Российская промышленность вошла в нынешний экономический кризис ослабленная рядом негативных факторов:

· ускользающий внутренний рынок, половину которого уже занимал импорт, как в низко-ценовом сегменте, так и в сегменте наиболее сложных изделий с неэластичным спросом по цене;

· нереализованные возможности расширения рынков, возникшие в результате выхода российских нефтегазовых компаний на зарубежные рынки в роли лидеров и инвесторов масштабных проектов;

· наличие «кадрового голода» в отрасли, касающегося, прежде всего, молодых кадров. Молодежь не идет на предприятия отрасли в связи с крайне медленным дальнейшим профессиональным ростом молодого инженера, ограниченным границами предприятия.

2. В настоящее время наблюдаются различные действия органов государственной власти, направленные на восстановление уровня отечественной промышленности путём реализации программ импортозамещения, федеральных целевых программ, создания технологических платформ, Фонда развития промышленности.

3. Основной уставной задачей каждой отраслевой ассоциации является защита интересов её членов, формирование условий для развития предприятий отрасли, однако возможности каждой отдельной отраслевой ассоциации по реализации этих задач весьма ограничены.

4. Для прогрессивного комплексного развития отечественной промышленности необходим конструктивный равноправный диалог между производителями нефтегазового оборудования, нефтегазостроителями, нефтегазосервисными компаниями и предприятиями нефтегазового комплекса.

5. Наиболее эффективно представлять интересы производителей нефтегазового оборудования, нефтегазостроителей, нефтегазосервисных компаний сможет Координационный Совет ассоциаций (союзов) поставщиков нефтегазового комплекса (далее – Координационный Совет), выражающий консолидированную позицию своих участников по всем вопросам межотраслевого взаимодействия.

6. Принимаемые в последнее время правительственные нормативно-правовые акты направлены на решение задачи стимулирования развития отечественной промышленности, однако имеют они ряд недоработок. Одной из задач Координационного Совета должна стать выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.

7. Также стратегическими задачами Координационного Совета должны стать защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, выработка и внедрение механизмов стимулирования инновационного развития поставщиков и подрядчиков нефтегазового комплекса и повышения их экспортного потенциала, унификации нормативно-технической документации.

8. Координационный Совет может выступать экспертным органом в вопросах оценки добросовестности участников рынка, инновационности и перспективности их разработок.

Участники «круглого стола» считают целесообразным:

1. Считать создание Координационного Совета отраслевых некоммерческих организаций поставщиков и подрядчиков нефтегазового комплекса актуальным и полезным для решения задачи организации взаимодействия с органами государственной власти и ключевыми потребителями продукции и услуг, а также формирования консолидированной позиции по актуальным вопросам сотрудничества.

2. Поручить Союзу производителей нефтегазового оборудования подготовить и направить письма в адрес Минпромторга России, Минэнерго России, Ростехнадзора, Росстандарта и ключевых нефтегазовых компаний с предложением делегировать своих представителей в Координационный Совет для осуществления непосредственного взаимодействия и налаживания конструктивного диалога с отраслевыми ассоциациями.

3. Минпромторгу России совместно с Координационным Советом и другими заинтересованными министерствами и ведомствами:

— выработать механизмы отраслевого, межотраслевого и межрегионального взаимодействия производителей и потребителей промышленной продукции, органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по разработке и внедрению долгосрочных программ импортозамещения, перспективных планов развития производств и согласованных программ создания и продвижения на внутреннем и зарубежном рынках конкурентной российской продукции;

— подготовить и направить в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакет предложений по совершенствованию действующего законодательства в части регламентации правил закупок промышленной продукции (Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и т. п.), по формированию единых правил закупочной деятельности в нефтегазовом комплексе, по унификации требований к поставщикам.

4. Минпромторгу России совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработать комплекс мер по защите внутреннего рынка промышленной продукции для нефтегазового комплекса от недобросовестной конкуренции, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции.

5. Минпромторгу России совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами обязать компании с государственным участием и компании, участвующие в программах софинансирования, при проведении конкурсных отборов поставщиков оборудования направлять запросы в Координационный Совет, объединяющий поставщиков нефтегазового комплекса, для получения рекомендаций по возможным российским аналогам. Предлагаемый порядок необходим в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.15 г. № 2781.

6. Поручить Координационному Совету при поддержке Минпромторга России и Минэнерго России:

— вести мониторинг конкурсных закупок компаний с государственным участием и компаний, участвующих в программах софинансирования, на предмет закупок импортного оборудования. Проводить анализ наличия российских аналогов и доводить результаты этого анализа до заинтересованных ведомств и нефтегазовых компаний;

— проводить публичные обсуждения наиболее крупных инвестиционных нефтегазовых проектов с привлечением широкого круга потенциальных российских поставщиков.

7. Минпромторгу России рекомендовать компаниям с государственным участием и компаниям, участвующим в программах софинансирования наладить информационный обмен для начала работы по объединению баз поставщиков и подрядчиков. Координационному Совету определить площадку, способную играть роль единого и открытого реестра поставщиков и подрядчиков нефтегазового комплекса.

8. Рекомендовать компаниям с государственным участием и компаниям, участвующим в программах софинансирования при содействии Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, ФАС России и Координационного Совета начать работу по унификации закупочной деятельности: согласовании единых требований к поставщикам, классификатора закупаемой продукции, типовых контрактов, порядка проведения тендеров и т. д.

9. Минпромторгу России совместно с Координационным Советом ускорить решение по выработке критериев отнесения промышленной продукции для нефтегазового комплекса к категории «российское оборудование».

10. Минпромторгу России совместно Минэнерго России, Ростехнадзором, предприятиями нефтегазового комплекса и Координационным Советом начать работу по анализу степени износа нефтегазового оборудования, инвестиционных программ нефтегазовых компаний и формированию обзоров с прогнозными потребностями в основных видах промышленной продукции для нефтегазового комплекса.