«Круглые столы»

«Совершенствование законодательства в сфере грузовых перевозок с учетом работы, проводимой Евразийской экономической комиссией по реализации Договора о Евразийском экономическом союзе»

Комитет Совета Федерации по экономической политике подготовил и провел на базе Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МИИТ) заседания «круглого стола» по вопросам совершенствования отечественного законодательства в сфере грузовых перевозок.

Спикером мероприятия стал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров.

Подробнее


Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 22 декабря 2016 года (Протокол № 114)

Участники «круглого стола», обсудив доклады и рассмотрев представленные материалы по рассматриваемой теме, отмечают следующее.

Географическое положение государств-членов Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) на пространстве между Азиатско-Тихоокеанским регионом и странами Западной Европы открывает благоприятные возможности для развития их транзитного потенциала.

Экономические связи между государствами-членами обеспечиваются практически всеми видами транспорта, развитие которых осуществляется во взаимодействии с другими отраслями экономики. Это придает взаимодействию в рамках ЕАЭС в транспортной сфере особое значение и является одним из важных факторов экономического роста.

В настоящее время на территории ЕАЭС эксплуатируется 1,6 млн. км. автомобильных дорог, 108 тыс. км железных дорог, 107,5 тыс. км внутренних водных путей, 793,5 тыс. км воздушных трасс.

Объем перевозок грузов всеми видами транспорта
(без трубопроводного) в целом по Союзу в 2015 г. по сравнению
с 2010 г. увеличился на 11% и составил 10,3 млрд. тонн, а объем перевозок пассажиров — на 24% и составил 37,1 млрд. человек

Грузооборот всех видов транспорта (без трубопроводного) в целом по Союзу в 2015 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 14% и составил
3111 млрд. т-км, а пассажирооборот – на 24% и составил 757 млрд. пасс.-км.

В целом по ЕАЭС доля транспорта в валовой добавленной стоимости составляет около 8 %, а в общем объеме инвестиций в основной капитал — более 1/5.

Важнейшей задачей для достижения конкурентоспособности экономики ЕАЭС является формирование единого рынка транспортных услуг. Его создание предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее-Договор).

В рамках интеграционных процессов ЕАЭС в сфере транспорта к настоящему времени обеспечено:

— автотранспортный контроль перенесен на внешнюю границу Союза и международные автоперевозки грузов (двусторонние, транзитные, между другими государствами-членами) осуществляются на безразрешительной основе;

— действуют унифицированные внутригосударственные тарифы государств-членов ЕАЭС по перевозке грузов железнодорожным транспортом, установлены ценовые коридоры изменения этих тарифов и определены условия их применения при транзитных перевозках;

— определены принципы доступа перевозчиков стран ЕАЭС на сопредельную железнодорожную инфраструктуру других стран Союза;

— принята Программа либерализации каботажных автомобильных перевозок грузов, целью которой является допуск перевозчиков, зарегистрированных в одном из государств-членов ЕАЭС, к осуществлению автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена Союза.

В целях развития транспортно-логистической системы железных дорог России, Беларуси и Казахстана была создана Объединенная транспортно-логистическая компания (далее — ОТЛК). Проект «ОТЛК» стал, по сути, первым интеграционным бизнес-проектом на пространстве Евразийского экономического союза, целью которого является достижение синергетического эффекта от объединения транзитного потенциала трех железных дорог государств-членов ЕАЭС. Акционеры на паритетной основе участвуют в управлении и развитии объединенной компании. ОТЛК предоставляет интегрированную услугу, основанную на принципах «одного окна», единой технологии, стандартах качества и ценовой политике. Благодаря этому контейнерный сервис ОТЛК демонстрирует поступательный рост объема перевозок в сообщении между Китаем и Европой. Так, по итогам 2016 года ожидается 2-кратный рост объема контейнерных перевозок по сравнению с 2015 годом.

Завершается подготовка проекта стратегического документа, определяющего основные направления скоординированной (согласованной) политики, реализация которого будет осуществляться поэтапно с учетом особенностей развития различных видов транспорта.

Для развития транспортной интеграции в рамках ЕАЭС необходимо проведение анализа законодательства государств-членов в области транспорта, международного права и практик для определения конкретных мер реализации транспортной политики.

Во всех отраслях транспорта ключевыми задачами по реализации транспортной политики являются создание равных условий по допуску к оказанию транспортных услуг по видам транспорта, гармонизация требований по допуску к профессии, обеспечение транспортной безопасности, принятие единых требований по техническому регулированию, обеспечение инфраструктурного развития и создание условий равного доступа субъектов рынка к такой инфраструктуре.

Для создания конкурентной среды необходимо вести постоянную работу по устранению препятствий, барьеров, изъятий, влияющих на состояние внутреннего рынка услуг ЕАЭС.

До настоящего времени Правительством Российской Федерации не выполнены пункты 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в части установления Требований по обеспечению транспортной безопасности (в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Отсутствует законодательное описание и структурирование понятий: «безопасность на транспорте» и «система управления безопасностью», что впоследствии может привести к проблемам формирования общего рынка транспортных услуг в границах ЕАЭС, нарушению ритмичности работы транспортного дивизиона, включая железнодорожный транспорт, конфликтным ситуациям между владельцами сопредельных инфраструктур.

Кроме того, для ускорения оборота скоропортящейся сельскохозяйственной и переработанной продукции, обеспечения безопасности и противодействия незаконному их перемещению необходимо создание прозрачной цепочки «производитель-перевозчики-логистические (оптово-распределительные) центры-переработчики-потребители» с контролем перехода ответственности в режиме реального времени и доступом проверяющих органов на последней стадии перед продажей.

Также отмечается нехватка рефрижераторных контейнеров.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения дальнейшей реализации положений Договора в сфере грузовых железнодорожных и автомобильных перевозок, а также их технического регулирования предлагается:

I. Правительству Российской Федерации:

В целях гармонизации национального законодательства:

— организовать разработку программ гармонизации транспортного законодательства, включая законодательства о техническом регулировании, о регулировании деятельности субъектов естественных монополий, достаточную для формирования общего рынка транспортных услуг ЕАЭС и реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики с учетом особенностей, предусмотренных Договором о ЕАЭС для отдельных видов транспорта;

— рассмотреть возможность законодательного описания и структурирования таких понятий, как «транспортная безопасность», «безопасность на транспорте» и «система управления безопасностью»;

— рассмотреть возможность издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации по детализации требований по обеспечению транспортной безопасности применительно к объектам транспортной инфраструктуры и (или) в отношении транспортных средств (ТС);

— рассмотреть возможность формирования свода положений, норм и правил для осуществления контрольно-надзорных функций с акцентированием внимания на требования к подвижному составу, предъявляемые в период жизненного цикла и напрямую влияющие на безопасность движения,

— при гармонизации законодательства Российской Федерации рассмотреть возможность реализации норм и стандартов, зафиксированных международными соглашениями и конвенциями ООН в области транспорта.

Для повышения качества транспортировки сельскохозяйственной и переработанной продукции:

 рассмотреть возможность создания общенациональной системы идентификации производителей сельскохозяйственной и переработанной продукции, контроля перехода ответственности за эту продукцию в реальном времени и безопасной ее транспортировки;

— рассмотреть возможность государственной помощи по увеличению парка рефрижераторных контейнеров.

II. Евразийской экономической комиссии:

В рамках формирования государствами-членами плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений (скоординированной) согласованной транспортной политики рассмотреть возможность проработки с участием научного и бизнес-сообществ предложений по следующим направлениям:

— проведения сравнительного анализа законодательства в сфере транспортной безопасности и безопасности эксплуатации транспорта на предмет оценки существующих различий и возможности сближения на основе норм Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках СНГ, международных соглашений и конвенций ООН;

— развития перевозок скоропортящейся сельскохозяйственной и переработанной продукции в рамках ЕАЭС.