«Круглые столы»

«Институт банкротства в России. Практика проведения процедур банкротства»

Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал «круглый стол», посвященный институту банкротства в России. Участники мероприятия обсудили вопросы, связанные с оптимизацией института банкротства, направленные на сокращение сроков и повышение эффективности механизмов, применяемых в делах о банкротстве.

Провел «круглый стол» член Комитета СФ по экономической политике Алексей Дмитриенко Дмитриенко
Алексей Геннадиевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Пензенской области
Дмитриенко Алексей Геннадиевич
.

(Подробнее)


Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 27 февраля 2018 года (Протокол № 144)

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, руководители Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Участники «круглого стола», заслушав доклады и выступления, отметили следующее.

Институт несостоятельности (банкротства) является одним из правовых институтов, без которого невозможно существование и развитие рыночной экономики, при этом динамика количества банкротств зависит от возможных кризисных явлений и общего состояния экономики страны. Число российских организаций, сталкивающихся в качестве должников или кредиторов с проблемами несостоятельности, растет. По информации ЗАО «Интерфакс (оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве) в 2017 году судами принято 25 490 решений о введении процедур банкротства в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств. Это на 8,22% превысило показатель 2016 года. Количество решений судов о признании российских компаний банкротами в 2017 году составило 13 577, что на 7,7% больше, чем в 2016 году.

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве, носят публично-правовой характер. Принимая во внимание, что они обусловлены конфликтом различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодательством предусмотрены специальные механизмы учета воли сторон в целях выработки необходимых для проведения процедур банкротства решений. Законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства.

Достижение этой цели должен обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом, и для проведения процедур банкротства наделяемый полномочиями, которые в значительной степени также носят публично-правовой характер: он обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и т. д., действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

При этом существующий механизм назначения арбитражного управляющего по заявлению кредитора, первым обратившегося с заявлением о банкротстве, либо являющегося мажоритарным без учета аффилированности и в условиях затрудненности оспаривания независимыми кредиторами фиктивных требований, препятствует эффективности банкротства, способствует затягиванию введения банкротства, не мотивирует арбитражного управляющего вести экономически эффективную процедуру банкротства.

Участники «круглого стола» подчеркнули важность обеспечения социальной ответственности всех заинтересованных сторон в делах о банкротстве, в том числе арбитражных управляющих, и необходимость определения концепции взаимодействия сторон, позволяющей им стать союзниками в делах о банкротстве.

Такая социальная ответственность может заключаться в обеспечении осуществления надлежащих платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и возможно полном удовлетворении требований работников, бывших работников должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Следует отметить, что, по данным Минтруда России, из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате на задолженность организаций, находящихся в процедурах банкротства, приходится свыше 25%.

В целом крайне актуален анализ действующего законодательства, а также находящихся в процессе подготовки и рассмотрения в палатах Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов в сфере несостоятельности (банкротства) на их соответствие принципу баланса интересов и ответственности всех сторон в делах о банкротстве.

Участники «круглого стола» считают актуальным совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в том числе в части усиления реабилитационной составляющей института банкротства, сокращения сроков и повышения эффективности процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Актуальным направлением реформирования Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) является процедура реструктуризации.

Показатели низкого удельного веса вводимых судами реабилитационных процедур (менее 2 %) и завершения в 70% случаев процедур конкурсного производства без погашения задолженности перед кредиторами, среднего уровня удовлетворения требований кредиторов 3-й очереди в 2–3% от сумм долга, в совокупности свидетельствуют об использовании в большинстве случаев должниками и их бенефициарами банкротства, как способа уклонения от погашения долга. Действующее законодательство позволяет должникам и аффилированным лицам посредством включения в реестр кредиторов своих, а также фиктивных требований кредиторов получить возможность определяющим образом влиять на назначение арбитражного управляющего и принятие всех иных ключевых решений.

В такой ситуации должник и его собственники не мотивированы на финансовое оздоровление, поскольку имеют возможность в контролируемом банкротстве уклониться от уплаты долга. Это влечет существенные потери для бюджета и иных кредиторов, в том числе наименее защищенной их части, такой как работники, дольщики при банкротстве строительных организаций.

Также банкротство популярно, поскольку в ряде случаев позволяет вести деятельность в банкротстве без уплаты текущих, в том числе налоговых платежей, используя предоставляемый законодательством иммунитет от взыскания. Основными злоупотреблениями являются нарушение очередности платежей, ведение заведомо убыточной деятельности с выведением выгоды на компании-контрагенты, в том числе по схеме «давальческого сырья». Отмечается существенный вред такой деятельности, как для бюджетной системы Российской Федерации, так и для экономики в целом, поскольку такие недобросовестные лица получают неконкурентные преимущества в виде экономии на налоговых платежах от ведения производственной деятельности в банкротстве по сравнению с добросовестными налогоплательщиками.

Внесение в законодательство о банкротстве изменений, исключающих указанные злоупотребления, будет способствовать заинтересованности, как должника, так и кредиторов заключать соглашение о реструктуризации долгов вместо проведения процедур ликвидации бизнеса и распродажи имущества. Также отмечается неэффективность существующей в настоящее время процедуры наблюдения и, безусловно, судебной процедуры рассмотрения заявлений о включении в реестр требований кредиторов, затягивающих процесс урегулирования отношений между должником и кредиторами и влекущих рост дополнительной задолженности, в том числе перед работниками по заработной плате.

Учитывая значимость качественного функционирования института несостоятельности (банкротства) для повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях приоритетности социальной стабильности, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

продолжить работу над проектами федеральных законов, разработанных Минэкономразвития России в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)» утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2014 г. № 1385-р, в том числе:

«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», который направлен на обеспечение применения антикризисных механизмов к потенциально платежеспособным должникам, а также на защиту интересов кредиторов в части возможности более быстрой и экономичной ликвидации неэффективных должников;

«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части совершенствования процедуры реализации имущества при банкротстве и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации», который предусматривает новый механизм проведения торгов и направлен на повышение эффективности проведения торгов по продаже имущества (предприятия) должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

2. Комитету Совета Федерации по экономической политике:

обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой дать разъяснения о порядке исполнения судебных актов арбитражного суда об исключении из конкурсной массы кредитной организации, признанной банкротом, денежных средств, принятых по договорам депозитных счетов нотариусов (пункт 2 статьи 189.91 Закона о банкротстве, а также о возможности исключения из конкурсной массы кредитной организации, признанной банкротом после 29.12.2015 года (дата вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), денежных средств внесенных в депозит нотариуса до названной даты.