Новости Комитета

А. Беляков внес в Государственную Думу законопроект, ужесточающий ответственность за дистанционную продажу алкоголя

Сенатор предлагает запретить использование онлайн-витрин для демонстрации алкогольной продукции.


Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков Беляков
Антон Владимирович
представитель от исполнительного органа государственной власти Владимирской области
Беляков Антон Владимирович
внес в Государственную Думу законопроект, устанавливающий запрет на использование онлайн-витрин для демонстрации алкогольной продукции. Одновременно предлагается наказывать компании, не соблюдающие запрет на розничную продажу алкоголя дистанционным способом, серьезными административными штрафами, а за повторное нарушение привлекать сотрудников таких организаций к уголовной ответственности.

«Несмотря на установленный запрет продажи алкоголя через Интернет, недобросовестные предприниматели, не боясь никаких последствий, продолжают реализовывать подобным образом напитки, в том числе крепкие, — сказал Антон Беляков.

По его словам, в России существует более 10 тыс. сайтов, под тем или иным предлогом осуществляющих продажу алкогольной продукции дистанционно. «Одни компании позиционируют свои сайты не как интернет-магазины, а как каталоги, на которых можно ознакомиться с товарами. При таком способе чеки выдаются курьерам, которые включают стоимость алкоголя в договор на курьерские услуги. Другие магазины предлагают купить зажигалки или другую сувенирную продукцию, к которой в качестве бонуса прилагается алкоголь».

«Потребители, покупая алкоголь в Интернете, не задумываются о том, что по сути рискуют своим здоровьем. Нередко там продается поддельная алкогольная продукция довольно низкого качества. Имеют место даже случаи летального исхода после употребления таких напитков. Так, в 2015 году в Красноярске были зафиксированы массовые тяжелые отравления в результате потребления метилосодержащего алкогольного напитка с этикеткой виски, продаваемого через сеть Интернет. И если, по данным Центра исследований рынков алкоголя, примерно каждая третья бутылка элитного импортного алкоголя, продающаяся в России, — контрафакт, то доля контрафактного и фальсифицированного элитного алкоголя, реализуемого через интернет-ресурсы, значительно выше», — подчеркнул парламентарий.

За розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом законопроект предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде штрафа от 500 тыс. до 1 млн руб. В случае, если правонарушение совершено неоднократно, то сотрудников и должностных лиц этой компании предлагается привлекать к уголовной ответственности, пояснил сенатор.

Антон Беляков отметил, что наиболее распространенной формой «обхода» запрета дистанционной продажи алкоголя являются онлайн-витрины. В соответствии с действующим законодательством, использование виртуальных витрин не признается продажей алкоголя через Интернет, так как процесс покупки и оплаты товаров формально должен происходить в стационарной торговой точке. «Но осведомленные потребители в курсе, что даже несмотря на всплывающую информацию на сайте магазина о том, что дистанционная продажа им не осуществляется, после бронирования заказа менеджеры предложат покупателю оформить курьерскую доставку выбранной алкогольной продукции на дом. Вместе с тем, многие эксперты считают, что онлайн-витрины алкогольных напитков незаконны сами по себе, поскольку имеют все признаки рекламы алкоголя, которая запрещена в СМИ и сети Интернет».

«Виртуальные витрины с горячительными напитками могут стать новым каналом стимулирования потребления алкоголя, в том числе, во многом за счет молодежи, которая активно пользуется Интернетом, а это, в свою очередь, идет вразрез с реализуемой государством в течение долгих лет программой по снижению уровня потребления алкоголя. На основании изложенных причин наш законопроект устанавливает запрет на использование онлайн-витрин для демонстрации алкогольной продукции», — заключил Антон Беляков.