Делегация Комитета
Совета Федерации по экономической политике в составе председателя Комитета Дмитрия Мезенцева
Мезенцев
Дмитрий Федоровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Сахалинской области
,
первого заместителя председателя Комитета Сергея Калашникова
Калашников
Сергей Вячеславовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Брянской области
, членов Комитета Алексей
Дмитриенко
Дмитриенко
Алексей Геннадиевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Пензенской области
, Владимира Кравченко
Кравченко
Владимир Казимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области
и Юрия Федорова
Федоров
Юрий Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Удмуртской Республики
приняла участие в заседании секции № 5
«Цифровая экономика: сотрудничество регионов, состояние и перспективы» в рамках
V Форума регионов Беларуси и России (г. Могилев).
Дмитрий Мезенцев выступил модератором заседания секции, в рамках которого
обсуждалось развитие цифровой экономики, как приоритетного направления
социально-экономического развития страны и перспективного направления
сотрудничества России и Беларуси.
Рекомендации
Вопросы, рассмотренные на секции «Цифровая экономика: сотрудничество регионов, состояние и перспективы», являются весьма значимыми для регионов Беларуси и России. Работа секции привлекла внимание не только представителей органов государственного управления, но и бизнеса, разработчиков IT-продуктов и программного обеспечения, руководителей предприятий и организаций.
Участниками секции ОТМЕЧЕНО, что:
развитие цифровой экономики в целях обеспечения экономического роста и повышения качества жизни граждан является одним из основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь и Российской Федерации;
регионами Беларуси и России накоплен положительный опыт по созданию автоматизированных информационных систем в сферах промышленности, торговли, логистики и предоставления услуг, а также по цифровизации бизнес-процессов;
цифровой экономике необходимы законодательные основы ее реализации, где определены основные понятия и принципы государственного регулирования, особенности осуществления основных видов деятельности, права и обязанности участников цифровой экономики.
Заслушав и обсудив доклады и выступления представителей органов государственного управления и самоуправления, исследовательских и образовательных учреждений, субъектов хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации о текущем состоянии и перспективах сотрудничества регионов Беларуси и России в сфере цифровизации экономики, участники заседания секции ПРИЗНАЮТ, что:
цифровая экономика позволяет радикально менять бизнес-модели и создавать новые продукты и услуги, что способствует повышению конкурентоспособности экономики, формирует новое качество экономического роста и обеспечивает повышение уровня жизни граждан;
всесторонняя кооперация хозяйствующих субъектов Беларуси и России на основе сквозных цифровых процессов и развития цифровых активов должна стать ключевым направлением развития Союзного государства;
наиболее перспективными направлениями и секторами экономики для их цифровизации выступают промышленность, сельское хозяйство, энергетика;
ключевыми механизмами формирования цифрового пространства Беларуси и России являются:
— гармонизация нормативной правовой базы цифровой экономики;
— стимулирование и поддержка цифровых инициатив и проектов;
— развитие трансграничного пространства доверия ЕАЭС в рамках инициатив по реализации Основных направлений цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года и в русле мировых трендов цифровой экономики;
— адаптация лучших мировых практик в области цифровой экономики;
для обеспечения технологической независимости Беларуси и России в контексте цифровой трансформации экономики целесообразна реализация научно-технической программы Союзного государства «Разработка технических средств предупреждения природных и техногенных катастроф, обеспечения экологической и других видов безопасности на основе инновационных технологий радиоэлектроники и микросистемотехники двойного назначения»;
важным направлением скоординированной политики в области цифровой экономики в Союзном государстве является принятие совместных мер в сфере информационной безопасности и разработка общих правил обеспечения безопасности в цифровой среде;
для полноценного функционирования цифрового экономического пространства Союзного государства необходимо формирование нового качества кадрового потенциала, способного обеспечить сквозную информатизацию производственных и управленческих процессов.
Основывая свою позицию на результатах обсуждения современного состояния и перспектив сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере цифровой экономики, участники заседания секции рекомендуют ВКЛЮЧИТЬ в проект Итогового документа V Форума регионов Беларуси и России следующие положения:
активизировать
усилия исполнительной и законодательной ветвей власти Республики
Беларусь и Российской Федерации по цифровой трансформации экономики обеих
стран, в том числе цифровизации ведущих отраслей и общих рынков;
определить развитие сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере цифровизации экономики, связи и информатизации, а также обеспечение устойчивого функционирования и безопасности единого информационного пространства одними из наиболее перспективных направлений развития Союзного государства;
способствовать созданию благоприятной среды для внедрения региональных цифровых инициатив, создания общей цифровой инфраструктуры и цифровых платформ различного назначения, новых инструментов международного сотрудничества в сфере цифровой трансформации экономики на уровне регионов Беларуси и России путем:
— гармонизации законодательной базы цифрового развития экономики, в том числе создания единого правового пространства в сфере цифровой экономики с унификацией подходов к регулированию обращения цифровых активов;
— запуска прорывных инвестиционных проектов и проектов государственно-частного партнерства в области информационнокоммуникационных технологий;
— укрепления сотрудничества городов и районов, а также российских и белорусских IT-компаний на рынках России, Беларуси и третьих стран;
использовать положения Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года для развития цифрового пространства и внедрения цифровых технологий.