Заместитель председателя Комитета СФ по экономической
политике Михаил Пономарев
Пономарев
Михаил Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тюменской области
провел парламентские слушания на тему «О законодательном регулировании коммерческих воздушных перевозок».
В рамках мероприятия участники обсудили факторы, влияющие на стоимость грузовых и пассажирских межрегиональных авиаперевозок, динамику изменений цен в 2018 году на пассажирские авиаперевозки; развитие региональных и местных авиаперевозок, состояние парка воздушных судов и аэропортов (аэродромов), перспективы их развития, меры по снижению затрат на содержание региональных аэропортов.
Рекомендации
Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 9 июля 2019 года (Протокол № 182)
В соответствии с пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2024 году повышение уровня экономической связанности территорий Российской Федерации посредством расширения и модернизации, в том числе, авиационной инфраструктуры за счет реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.
В целях реализации упомянутого указа в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» запланирована реконструкция объектов региональных аэропортов и расширение региональной маршрутной сети внутренних авиаперевозок. Субсидирование региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 № 1242.
Благодаря увеличению средств федерального бюджета на цели субсидирования региональных пассажирских перевозок (с 3,3 млрд. руб. в 2018 году до 7,8 млрд. руб. в 2019 году), в перечень субсидируемых региональных маршрутов в 2019 году уже включено 216 маршрутов, что превышает аналогичный показатель 2018 года (195 маршрутов на конец года,) на 10 %. Как следствие, количество перевезенных пассажиров по субсидируемым маршрутам за первый квартал 2019 года составило 438,1 тыс. пассажиров. Этот показатель в три раза превышает показатель прошлого года за аналогичный период (141,5 тыс. пассажиров).
В целях повышения эффективности программы субсидирования региональных перевозок Минтрансом России совместно с Минвостокразвития России подготовлен и направлен на утверждение в Правительство Российской Федерации проект изменений в постановление № 1242.
Важную роль в повышении мобильности населения играет механизм софинансирования, который позволяет дополнительно привлекать для обеспечения субсидирования региональных перевозок порядка 2,6 млрд. рублей внебюджетных средств.
Особое внимание следует уделить строительству и реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры в региональных аэропортах. В 2018 году на эти цели было направлено 10,7 млрд рублей. Завершению подлежали работы в 18-ти региональных аэропортах и разработка семи проектно-исследовательских работ. По итогам года в эксплуатацию не введено 12 объектов и не разработана документация по шести объектам. Значительная часть средств (2,6 млрд. рублей) была направлена подрядчикам в виде аванса и не отработана.
Ограничения в региональных авиационных перевозках связаны с недостаточным количеством самолетов, способных выполнять полеты в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
На Съезде транспортников России, состоявшемся 5 марта 2018 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу по синхронизации развития аэропортов России с увеличением парка отечественных самолетов: качественных, недорогих, надежных в эксплуатации, малой и средней вместимости (от 9 до 65 мест).
Минтрансом России в адрес Минпромторга России направлен типовой модельный ряд воздушных судов, необходимых для обеспечения местных и региональных перевозок.
Цены на авиабилеты определяются, прежде всего, прямыми и косвенными затратами, включающими в себя затраты на авиационные горюче-смазочные материалы -около 27% от общих затрат, на аренду и лизинг воздушных судов – около 24% от общих затрат, на аэропортовое обслуживание — 15%.
В условиях резкого роста стоимости авиационного топлива средняя провозная плата (стоимость перевозки одного пассажира) в 2018 году на внутренних линиях практически не росла по отношению к 2017 году и составила 8 615 руб. (3,2%), а по международным воздушным линиям выросла немногим более 10% и составила 14 286 рублей, что обусловлено, прежде всего, высокой конкуренцией на рынке авиаперевозок, а также высокой социальной чувствительностью данного рынка в регионах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири. При этом общий убыток операционной деятельности авиакомпаний по транспортной работе составил 20,8 млрд. рублей и до настоящего времени государством не компенсирован.
На Прямой линии 20 июня 2019 года Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил Правительству Российской Федерации задачу по выработке механизма стабилизации цен на авиатопливо.
Правительство Российской Федерации на заседании 25 июня т. г. приняло решения об установлении скорректированного демпфирующего механизма для сдерживания цен на нефтепродукты в пределах инфляции.
Снижение стоимости воздушных региональных перевозок может быть осуществлено за счет изменения требований по проведению единовременной сертификации оборудования аэропортов, установлению контрольно-пропускных пунктов на территории аэропортов и на объектах топливообеспечения, содержанию отдельной группы быстрого реагирования, строительству и содержанию патрульных дорог, установлению численности группы досмотра пассажиров и численности персонала, подлежащего аттестации по транспортной безопасности для региональных аэропортов. Излишние расходы аэропортов связаны также с содержанием дублирующих подразделений авиационной и транспортной безопасности (подразделения Росгвардии, вневедомственной охраны Минтранса России, администрации аэропортов и службы транспортной безопасности).
В рамках программы субсидирования магистральных перевозок из европейской части страны на Дальний Восток, в Крым, в г. Калининград (постановление Правительства Российской Федерации от 02 марта 2018 года № 215) осуществляется перевозка льготной категории населения.
На эти цели в 2019 году из федерального бюджета выделено 3,81 млрд. руб. Дополнительно в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта .2019 года № 572-р в отношении маршрутов с/на Дальнего Востока выделено 2,5 млрд. рублей. Также при корректировке федерального бюджета на 2019 г. на эти цели предусмотрено выделение дополнительных средств в размере 2,7 млрд. рублей.
В целях увеличения удельной доли региональных маршрутов в общем объеме внутренних перевозок Минтрансом России ведется работа по формированию проекта изменений в постановление № 215 в части увеличения размера субсидий на перевозку одного пассажира в отношении маршрутов минуя Москву.
Для достижения целей, определенных пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Комитету Совета Федерации по экономической политике в период осенней сессии 2019 года организовать и провести «круглый стол» на тему «О законодательном обеспечении реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части развития региональных аэропортов и маршрутов».
2. Правительству Российской Федерации:
— Рассмотреть возможность внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2013г. № 1242 (ред. от 14.11.2018) «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети» в части:
расширения перечня труднодоступных и удаленных населенных пунктов, что позволяет в приоритетном порядке включать в перечень субсидируемых маршруты в/из таких пунктов (включение 26 труднодоступных населенных пункта, из них в отношении 8 населенных пунктов предусмотрена реконструкция/строительство в рамках Федерального проекта);
увеличение коэффициента удаленности и труднодоступности (с 1,25 до 1,8), применяемого при расчете субсидии авиаперевозчику, что стимулирует привлечение большего количества перевозчиков к участию в программе субсидирования. При этом в отношении аэропортов с низким пассажирооборотом (менее 100 тыс. пассажиров в год) коэффициент повышен до 2,1;
наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по повышению уровня тарифов на субсидируемые перевозки, осуществляемые с территории такого субъекта. Реализация меры позволит повысить эффективность программы субсидирования с учетом особенностей удаленных регионов, перевозки в которых являются для перевозчиков низкорентабельными.
— Рассмотреть возможность выделения из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление субсидии авиаперевозчикам на цели компенсации части расходов, связанных с ростом цен на авиатопливо в 2018 году в размере 23,18 млрд. рублей.
— Рассмотреть возможность продления действие ставки НДС 10% на пассажирские перевозки по внутренним воздушным линиям через Москву после 2020 года.
— Рассмотреть возможность повышения уровня возмещения авиакомпаниям суммы акциза, подлежащей вычету в соответствии с пунктом 21 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличив коэффициент возмещения с 2,08 до 3,5.
— Рассмотреть возможность установления «плавающего» возвратного акциза в зависимости от динамики стоимости топлива (прямая зависимость величины акциза и стоимости тонны топлива).
— Рассмотреть возможность исключения одновременного выполнения задач по охране и защите аэропортов от актов незаконного вмешательства несколькими подразделениями (Росгвардии, ведомственной охраны Минтранса, подразделений транспортной безопасности и службы авиационной безопасности администрации аэропорта).
— Для аэропортов четвертой и пятой категорий рассмотреть возможность:
установления переходного периода на сертификацию установленного оборудования для осуществления плановой замены оборудования на новое сертифицированное;
требованиям по установлению контрольно-пропускных пунктов для пропуска автотранспорта на территорию аэропорта и на объекты топливообеспечения, по строительству и содержанию патрульных дорог, по созданию отдельной группы быстрого реагирования, по установлению численности группы досмотра пассажиров и численности персонала, подлежащего аттестации по транспортной безопасности аэропортов придать рекомендательный характер.
— Для определения текущей стоимости проектов для заключения договоров рассмотреть возможность создания механизмов пересчета проектно-сметной документации, утвержденной в предшествующие началу работ годы.
3. Министерству транспорта Российской Федерации:
— Продолжить работу по подготовке предложений по совершенствованию Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № 215 (ред. от 14.11.2018) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в части увеличения размера субсидий на перевозку одного пассажира в отношении маршрутов минуя Москву.
— Рассмотреть возможность разработки ведомственной программы кадрового обеспечения гражданской авиации.
4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность проведения мониторинга уровня тарифов и сборов на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах с целью недопущения их необоснованного роста.