Комитет СФ по экономической политике организовал проведение в Совете Федерации парламентских слушаний о ходе решения экономических задач, определенных Указом Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В заседании приняли участие заместитель Председателя
СФ Ильяс Умаханов
Умаханов
Ильяс Магомед-Саламовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан
, председатель Комитета СФ
по экономической политике Андрей Кутепов
Кутепов
Андрей Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
, председатель Комитета СФ
по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров
Майоров
Алексей Петровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Калмыкия
,председатель Комитета СФ по бюджету
и финансовым рынкам Сергей Рябухин
Рябухин
Сергей Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
, члены Совета Федерации, депутаты
Государственной Думы, и. о. Министра транспорта РФ Владимир Токарев, заместитель Министра экономического
развития Вадим Живулин, статс-секретарь – заместитель
Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков,
статс-секретарь – заместитель Министра спорта РФ Надежда Ерастова, статс-секретарь – заместитель
Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Татьяна Костарева, представители региональных органов
исполнительной власти, научных, коммерческих и общественных организаций.
Рекомендации
Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 25 июля 2019 года (Протокол № 184)
Участники парламентских слушаний «О ходе решения экономических задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», состоявшихся под председательством заместителя Председателя Совета Федерации И.М- С.Умаханова: члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители научного, экспертного сообществ и общественных организаций, отмечают следующее.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ) издан в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Указ определяет интегральные экономические задачи — вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%, и создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора.
Решение поставленных стратегических задач требует быстрой концентрации административных ресурсов, привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом разграничения полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, средств внебюджетных источников и частных инвестиций с одновременной координацией действий в регионах, в сопряженных производствах и отраслях экономики.
В силу указанных причин ключевыми инструментами решения экономических задач являются национальные проекты. Это, прежде всего, национальные проекты «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.
На сегодняшний день разработаны и утверждены паспорта национальных проектов, а также федеральных проектов и региональных проектов, утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. Создана взаимоувязанная структура целей, задач, мер и показателей, а также объемов их финансирования. Установлен предельный уровень софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств дотационных субъектов Российской Федерации в отношении субсидий на реализацию национальных проектов в размере не менее 95% в 2019 – 2020 годах. Наряду с субсидиями оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации осуществляется также в форме консолидированных субсидий и иных межбюджетных трансфертов (грантов).
Современный этап реализации национальных проектов связан с организацией регуляторной среды по ключевым направлениям социально-экономического развития Российской Федерации, содержащихся в национальных проектах. Последовательно осуществляются первоочередные меры по снятию правовых ограничений в различных сферах хозяйственной деятельности, что предполагает изменение ряда законодательных актов.
Руководствуясь Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288, и Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 года №234, органы государственной власти субъектов Российской Федерации приступили к организации проектной деятельности в регионах. Участие регионов в реализации федеральных проектов обеспечивается за счет региональных проектов.
К основным препятствиям решения экономических задач, определенных Указом, регионы относят следующие.
Серьезные проблемы вызывает недостаточность методологического сопровождения национальных проектов. Отсутствие методик расчётов многих показателей приводит к тому, что оценить возможность достижения запланированных значений целевых показателей в установленные сроки для оперативного принятия управленческих решений не представляется возможным.
Утвержденные правила и методики, в том числе по первичному сбору статистической информации и расчету показателей, доводятся до регионов несвоевременно. Значения показателей, установленные для регионов, часто не подкреплены достаточными организационными мерами.
Регионами обозначена и проблема завышения значений показателей эффективности реализации субъектами Российской Федерации некоторых национальных проектов, прежде всего, национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Не в полной мере учитываются возможности субъектов Российской Федерации при декомпозиции значений показателей на региональный уровень, показателей нацпроектов в региональном разрезе. Вместе с тем декомпозиция показателей и получающееся в результате дерево целей (показателей) являются ключевым инструментом управления эффективностью реализации национальных проектов.
Система управления национальными проектами единым центром на данный момент не координируется, представляется громоздкой и характеризуется дублированием управленческих и контрольных функций между множеством организационных структур.
Высокая социально-экономическая значимость и масштабность целей, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе, требует мониторинга за эффективностью выделенных средств на реализацию национальных проектов. Однако в последнее время регионы обращают внимание на избыточность контрольно-надзорных мероприятий и возрастающего объема отчетной документации, которую требуют от регионов различные контролирующие ведомства.
Проблемными вопросами остаются размещение региональных проектов и работа в целом в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Актуальными являются вопросы своевременного доведения до субъектов Российской Федерации бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию национальных проектов. Недостаточна сбалансированность ресурсного обеспечения (как материального, так и производственного) мероприятий национальных проектов и соответственно направляемых на эти цели средств федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации. Наряду с этим оценка достаточности и сбалансированности средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, отраженная в паспортах национальных проектов, не в полной мере учитывает потребность регионов в создании, в частности, объектов необходимой инфраструктуры. Кроме того, отдельными федеральными проектами не предусмотрено софинансирование мероприятий на территории субъектов Российской Федерации, при этом для субъекта устанавливаются обязательства по достижению показателей.
Усложняет ситуацию низкое качество (либо отсутствие) проектно-сметной документации объектов строительства, занесенных в федеральные или региональные программы, что увеличивает риск срыва сроков строительства объектов.
Отдельной проблемой является необходимость учета фактического удорожания стоимости подлежащего закупке оборудования в рамках федеральных проектов с момента доведения до регионов федеральных требований к перечню и характеристикам закупаемого оборудования.
К сдерживающим факторам регионы относят и затруднения в оперативном взаимодействии между федеральными и региональным уровнями власти, которые ведут к затягиванию процессов принятия решений в части решения экономических задач, определенных Указом.
В связи с вышеизложенным, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить своевременное принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации национальных проектов;
2) осуществлять своевременное и в полном объеме доведение до субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета на реализацию региональных проектов;
3) обеспечить бесперебойную работу подсистемы управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», а также продолжить ее совершенствование в части размещения региональных проектов и мониторинга и контроля реализации указанных документов;
4) повысить информативность прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период путем:
рассмотрения влияния ключевых внешних и внутренних рисков для достижения комплекса национальных целей развития Российской Федерации с разработкой мер по устранению возможных негативных тенденций;
отражения результатов реализации в среднесрочной перспективе национальных проектов во взаимосвязи с иными документами стратегического планирования Российской Федерации;
5) активизировать работу по доработке и совершенствованию системы показателей национальных и федеральных проектов, а также методологии их расчета исходя из необходимости придания как можно более высокого уровня количественной определенности решения экономических задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
6) разработать механизм учета особенностей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и оценки демографического, природно-ресурсного, производственно-экономического, транспортно-инфраструктурного, географического, финансово-инвестиционного потенциалов при разработке (корректировке) показателей национальных проектов в целях оперативного реагирования, достижения запланированного эффекта, выделения соразмерного финансирования и повышения качества планирования;
7) обеспечить оптимизацию системы управления национальными проектами, включая систему отчетности федеральных органов исполнительной власти о ходе реализации национальных проектов, с целью недопущения дублирования управленческих и контрольных функций между различными организационными структурами;
8) разработать меры по повышению оперативности принятия управленческих и финансовых решений на федеральном и региональном уровнях, направленных на реализацию национальных проектов;
9) обращать особое внимание в процессе реализации национальных проектов на социально-экономическое развитие территорий сельских поселений и межселенных территорий с целью улучшения условий жизни жителей сельских населенных пунктов, в том числе, путем обеспечения устойчивого сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, повышения уровня благоустройства сельских населенных пунктов и транспортной доступности, обеспечения коммунальной инфраструктурой, в том числе центральным водоснабжением и водоотведением, газо-, энергоснабжением;
10) разработать механизм привлечения организаций негосударственного сектора для участия в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
11) установить и строго соблюдать предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при реализации национальных проектов (программ) и федеральных проектов, на срок их реализации, а также применения его по всем расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, осуществляемым в рамках национальных проектов (программ);
12) подготовить предложения по установлению целевых показателей национальных и федеральных проектов в субъектах Российской Федерации выше среднероссийского уровня с оценкой необходимого дополнительного объема финансирования для их достижения;
13) рассмотреть возможность информирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о результатах реализации Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года;
14) разработать меры по обеспечению населения информацией в доступной форме относительно результатов реализации национальных, федеральных и региональных проектов;
15) предусмотреть приведение в нормативное состояние мостовых переходов, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, при реализации программ дорожной деятельности по приведению в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги»;
16) ускорить рассмотрение разработанных Министерством транспорта Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:
внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления нормативного понятия «улично-дорожная сеть», внедрения и применения инновационных технологий и материалов в дорожном строительстве, а также в части определения транспортного планирования в качестве одного из приоритетов при разработке документов территориального планирования (в связи с необходимость увязки градостроительных решений с обязательным обеспечением территорий транспортной инфраструктурой);
внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма обеспечения государственных и муниципальных нужд путем заключения контрактов жизненного цикла.
17) ускорить разработку нормативных актов, организационно-распорядительной документации и методических рекомендаций по реализации мероприятий по популяризации предпринимательства в рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства»;
18) активизировать работу по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях оптимизации бюджетных расходов и высвобождения дополнительных финансовых ресурсов для достижения национальных целей в области экономики;
19) проработать вопрос о создании единого информационного ресурса для размещения информации обо всех проводимых конкурсных отборах для предоставления мер государственной поддержки, предусмотренных в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и входящих в ее состав федеральных проектов;
20) осуществить мероприятия по созданию условий для дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации в целях обеспечения федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации кадрами, подготовленными к деятельности, связанной с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов, а также к участию в проектном управлении в целом;
2. Федеральной антимонопольной службе усилить контроль над стоимостью оборудования, подлежащего закупке в рамках федеральных проектов, с момента доведения до субъектов Российской Федерации федеральных требований к перечню и характеристикам закупаемого оборудования с целью поддержки ценовой стабильности.
3. Комитетам Совета Федерации обеспечивать приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов, направленных на правовое обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национальных проектов.
4. Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.