Парламентские слушания

«О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации»

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
провела парламентские слушания «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации», подготовленные и организованные Комитетом Совета Федерации по экономической политике.

В мероприятии, посвященном обсуждению итогов разработки одного из важнейших документов стратегического планирования, приняли участие Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, заместитель Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин Бушмин
Евгений Викторович
представитель от исполнительного органа государственной власти Ростовской области
Бушмин Евгений Викторович
, председатель Комитета СФ по экономической политике Дмитрий Мезенцев Мезенцев
Дмитрий Федорович
представитель от исполнительного органа государственной власти Сахалинской области
Мезенцев Дмитрий Федорович
и др.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 12 июля 2018 года (Протокол № 154)

Участники парламентских слушаний, состоявшихся под председательством Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко: члены Совета Федерации, Министр экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкин, Глава Республики Бурятия А.С. Цыденов, Губернатор Ставропольского края В.В. Владимиров, представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вице-президент Международной Академии архитектуры, руководитель Центра пространственного планирования МАРХИ А.В. Боков, представители научного, экспертного сообществ и общественных организаций, рассмотрев и обсудив представленные подходы к разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации, отмечают следующее.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации (далее – Стратегия) — документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации – разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Стратегия исходит из целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 01.03.2018 г., с учетом приоритетов пространственного развития, изложенных в Концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной решением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года, и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Участники парламентских слушаний отмечают, что в настоящее время основными тенденциями пространственного развития Российской Федерации являются:

— усиление роли крупнейших городов в экономике страны;

— концентрация экономической деятельности в ограниченном числе центров экономического роста;

— нарастание транспортных и экологических проблем, социальных диспропорций в крупнейших городах и на прилегающих территориях, сокращение численности населения малых и средних городов;

— исторически сформировавшаяся в ряде субъектов Российской Федерации экономическая специализация, препятствующая развитию востребованных на рынке производственных отраслей экономики;

— низкая миграционная подвижность населения внутри страны, замедляющей структурные изменения на рынках труда в субъектах Российской Федерации;

— низкая транспортная доступность территорий Российской Федерации;

— недостаточное использование транзитного потенциала Российской Федерации на направлениях «Запад-Восток» и «Север-Юг».

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» к главным стратегическим угрозам национальной безопасности в области экономики относит, в том числе, неравномерное развитие регионов и снижение устойчивости национальной системы расселения. Для обеспечения экономической безопасности основные усилия необходимо направить на устранение дисбалансов в территориальном планировании, развитии рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктурах, на формирование новой географии экономического роста, современных отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации поручено разработать с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и до 1 октября 2018 года утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий реализацию к 2024 году:

— развития транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг», а также международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай»;

— повышения экономической связанности территорий Российской Федерации через расширение и модернизацию железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры;

— стабильного обеспечения потребителей доступной электроэнергией на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Стратегия должна стать основой, фундаментально скрепляющей различные отраслевые стратегии, государственные программы социально-экономического развития Российской Федерации.

Поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации базируется на экономических приоритетах, позволяющих создать и обновить инфраструктуру страны в совокупности с решением социальных задач. Комплексный подход при решении вопросов размещения производительных сил предусматривает создание экономических условий для сохранения культурных и духовных ценностей, сбережения объектов культурного наследия — памятников архитектуры и градостроительного искусства, улучшения качества окружающей среды и экологических аспектов жизнедеятельности, сохранения природных и культурных ландшафтов.

Конкурентные преимущества каждого субъекта Российской Федерации следует определять комплексно, с учетом факторов его развития, оценки социально-демографического, природно-ресурсного, производственно-экономического, транспортно-инфраструктурного, географического, пространственно-расселенческого, институционально-управленческого, научно-инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов.

Представленные Минэкономразвития России материалы по Стратегии содержат основные направления пространственного развития на среднесрочную перспективу, основанные на большом объеме проведенных научных исследований, при явном акценте на приоритет снятия инфраструктурных ограничений. Недостаточно проработаны вопросы размещения производительных сил и системы расселения на территории страны, выстраивания реальных экономических связей между хозяйствующими субъектами по кооперационному участию в производстве. Реализацию конкурентных преимуществ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных территорий предлагается осуществлять в основном через развитие эффективных экономических специализаций. В сценарных вариантах пространственного развития комплексно не определен механизм сокращения межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации при объективно сложившейся тенденции преимущественного развития крупных городов и иных центров экономического роста. Ряд положений, содержащихся в проекте Стратегии, носят декларативный характер, так как не содержат предложений по механизмам реализации приоритетных направлений пространственного развития Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации своевременное утверждение Стратегии, направленной на комплексное развитие различных типов территорий Российской Федерации, поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации и снятие инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии региональных экономик, разработку плана мероприятий по ее реализации и мониторингу;

2) при разработке Стратегии – во исполнение задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путиным Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ‑ исходить из:

— определения горизонтов стратегического планирования на период до 2035 года и стратегического видения до 2050 года;

— актуальности разработки нормативных правовых актов территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;

— необходимости определения характера и принятия мер, создающих объективные предпосылки сбалансированного развития агломерационных и других форм расселения на территории страны;

— создания предпосылок размещения производств, финансовых и иных ресурсов, как в агломерационных центрах экономического роста, так и в других типах территорий, включая обеспечение устойчивого развития сельских территорий, сокращение разрывов в социально-экономическом развитии различных субъектов Российской Федерации;

— запроса на повсеместное использование преимуществ цифровой экономики, прежде всего — устранение «цифрового неравенства» регионов через создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, доступной для всех территорий Российской Федерации, внедрения технологий спутниковой связи, повышения ценовой доступности Интернет-услуг для населения труднодоступных и удаленных районов, развития сети центров хранения и обработки массивов цифровых данных;

— соблюдения принципов сбалансированного развития субъектов Российской Федерации, реализации бюджетно-финансовой политики, исключающей ситуации возникновения избыточных долговых нагрузок на региональные и муниципальные бюджеты Российской Федерации;

— необходимости обеспечения взаимоувязки Стратегии с бюджетным планированием;

— реализации задач совершенствования «опорного каркаса» страны (системы поселений и связывающих их коммуникаций федерального и регионального значения) ‑ с учетом особенностей различных природно-климатических условий, наличия особо охраняемых природных территорий, сложившегося характера промышленно-хозяйственного освоения пространств, плотности населения, развития транспортных систем и коммуникаций;

— необходимости разработки механизмов взаимоувязки отраслевых документов стратегического планирования, схем территориального планирования, федеральных целевых и государственных программ Российской Федерации;

— потребностей расширения и укрепления межрегиональных связей в различных областях для развития кооперации между субъектами Российской Федерации и реализации проектов межрегионального сотрудничества;

— актуальности освоения Арктической зоны Российской Федерации и территорий Крайнего Севера, драйвером роста которых является развитие Северного морского пути, что включает в себя нормативно-правовое обеспечение деятельности, комплекс мер по газификации, развитию портовой и прибрежной инфраструктуры для круглогодичной работы, создание единого оператора Северного морского пути, купирование экологических рисков;

— необходимости всестороннего учета специфики развития геостратегических территорий Российской Федерации во взаимодействии с прилегающими к ним территориями;

— целесообразности отнесения к геостратегическим территориям Российской Федерации закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);

3) при формировании комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры учесть:

— актуальность задействования потенциалов, перспектив модернизации, принципиальный рост пропускной и провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей для целей стратегического развития Российской Федерации;

— необходимость принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих корректировку стратегий и программ развития регионов для формирования транспортной инфраструктуры международного транспортного коридора «Север-Юг» и создания единого оператора означенного международного транспортного коридора;

— достижения целей развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года от №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и соответствующих совершенствованию структуры внешнеторгового товарооборота, а также расширения приграничного сотрудничества и устранения логистических ограничений (увеличения числа пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации);

— необходимость и значимость дальнейшей включенности Российской Федерации в единое евразийское экономическое пространство;

4) учитывать при разработке и корректировке документов стратегического планирования:

— важность повышения мобильности трудовых ресурсов, возможностей профессионального развития и непрерывного образования экономически активного населения, переподготовки и повышения квалификации работников различных отраслей, совершенствования систем довузовского, профессионального и высшего образования;

— обеспечение гарантированных стандартов качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе, государственных, муниципальных и медицинских услуг, достойных условий труда и социальной защиты, независимо от места проживания граждан Российской Федерации;

5) рассмотреть вопрос о создании межведомственного органа, наделенного полномочиями по координации процессов разработки и реализации системы документов стратегического планирования.

2. Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.