«Круглые столы»

«Стратегия пространственного развития России: проектная деятельность в субъектах РФ»

Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев Мезенцев
Дмитрий Федорович
представитель от исполнительного органа государственной власти Сахалинской области
Мезенцев Дмитрий Федорович
провел «круглый стол» на тему «Стратегия пространственного развития России: проектная деятельность в субъектах РФ».

В мероприятии участвовали члены Совета Федерации, заместитель Министра экономического развития РФ Вадим Живулин, аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, губернатор Рязанской области Николай Любимов, руководитель Центра пространственного планирования Московского архитектурного института, академик Андрей Боков, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов государственной власти, экспертного сообщества.

Участники «круглого стола» обсудили результаты и перспективы развития проектной деятельности в субъектах РФ, рассмотрели проект Плана реализации Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года, проанализировали ключевые направления Стратегии с точки зрения современной управленческой практики.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 19 апреля 2019 года (Протокол № 175)

Участники «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по экономической политике, отмечают следующее.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р (далее – Стратегия), разработана в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Направленная на обеспечение скоординированных действий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности, Стратегия является комплексной «дорожной картой» реализации приоритетов пространственного развития Российской Федерации.

В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации разрабатывается проект плана реализации Стратегии, в котором будет закреплена система мер, направленных на достижение целей пространственного развития Российской Федерации. Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития территорий будет осуществляться в рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р.

При подготовке проекта плана реализации Стратегии в первоочередном порядке будут учтены мероприятия, обеспечивающие реализацию национальных проектов во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Необходимым условием успешного решения задач пространственного развития страны является учет положений Стратегии при разработке документов стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части реализации инвестиционных проектов и программ по развитию перспективных центров экономического роста субъектов Российской Федерации.

Проектная деятельность в субъектах Российской Федерации, осуществляемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации, должна также обеспечивать достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, мероприятия которых относятся к законодательно установленным полномочиям субъекта Российской Федерации, а также к вопросам ведения муниципальных образований, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

Участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Профильным Комитетам Совета Федерации и Государственной Думы в соответствии с вопросами своего ведения осуществлять мониторинг реализации Стратегии во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Министерству экономического развития Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации:

обеспечить своевременную разработку плана мероприятий по реализации Стратегии, предусмотрев взаимоувязку и согласование исполнения пунктов плана мероприятий по реализации Стратегии и Плана реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2017 года № 1166-р, а также разработку и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Стратегии;

разработать систему показателей (индикаторов) решения задач пространственного развития Российской Федерации, позволяющих оценить исходное состояние, динамику и результативность деятельности государственных органов власти по реализации задач пространственного развития с учетом ожидаемых результатов реализации государственной политики регионального развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»;

рассмотреть вопрос о корректировке положений Стратегии в части формирования территориального разреза достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

предусмотреть в рамках подготавливаемого плана по реализации Стратегии разработку системы управления пространственным развитием и требования к ней для создания действенных механизмов взаимной увязки отраслевых документов стратегического планирования, схем территориального планирования, государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных проектов в целях устойчивого развития перспективных центров экономического роста, увеличения их количества и максимального рассредоточения по территории Российской Федерации;

разработать механизм координации мероприятий инвестиционных программ субъектов естественных монополий и государственных компаний в целях учета положений Стратегии и стратегий социально-экономического развития макрорегионов;

обеспечить внедрение и широкое применение передовых практик проектного управления при реализации Стратегии в части ликвидации инфраструктурных ограничений федерального значения и повышения доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

проработать вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на финансирование программ субсидирования пассажирских авиаперевозок при формировании федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в целях повышения миграционной подвижности населения и обеспечения доступности воздушных перевозок пассажирам, проживающим в Калининградской области, Дальневосточном макрорегионе, Арктической зоне Российской Федерации, а также на финансирование мероприятий, направленных на возобновление авиационного сообщения между субъектами Российской Федерации.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

содействовать расширению и обеспечению уровня межрегиональных связей в соответствии с приоритетами Стратегии во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2025 года»;

рассмотреть возможность включения в план мероприятий по реализации Стратегии следующих пунктов:

создание государственного информационного ресурса по представлению успешных практик проектного управления в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

подготовка предложений по совершенствованию системы территориального планирования в целях учета планируемых мероприятий (объектов), предусмотренных национальными и федеральными проектами (программами);

разработка методических рекомендаций по корректировке перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации на основе методологии «умной специализации»;

разработка методических рекомендаций по планированию развития сети объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта и социального обеспечения федерального, регионального и местного значения, учитывающих параметры демографического прогноза Российской Федерации по макрорегионам, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации, потребности населения в соответствующих услугах, а также транспортную доступность объектов;

подготовка комплекса мероприятий по усилению приграничного сотрудничества в рамках межправительственных комиссий и комплексному развитию приграничных территорий;

подготовка предложений по поддержке бюджетов субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям, на обеспечение развития отраслей социальной сферы темпами выше среднероссийских показателей;

подготовка проекта федерального закона, предусматривающего внесение в законодательные акты Российской Федерации изменений, касающихся нормативного правового регулирования развития городских агломераций и развития межмуниципального сотрудничества;

подготовка среднесрочных и долгосрочных демографических прогнозов Российской Федерации, прогнозов баланса трудовых ресурсов по укрупненным группам специальностей Российской Федерации, прогнозов потребности в местах в образовательных организациях по видам образования и подготовки, в том числе содержащих раздел по субъектам Российской Федерации;

подготовка долгосрочного климатического прогноза на территории Российской Федерации;

создание системы мониторинга пространственного развития Российской Федерации, в том числе позволяющей оценивать вклад субъектов Российской Федерации в достижении целевых показателей, приведенных в Стратегии.

4. Участники «круглого стола» рекомендуют органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

принять необходимые меры по координации системы документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации с общегосударственной Стратегией посредством анализа и обновления ранее принятых программ, комплексных проектов, касающихся вопросов повышения экономического потенциала субъектов Российской Федерации;

продолжить практику расширения и укрепления межрегиональных связей в различных областях экономики для развития кооперации между субъектами Российской Федерации и реализации проектов межрегионального сотрудничества;

5. Направить настоящее решение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.