«Круглые столы»

«Особенности и перспективы развития винодельческой отрасли в связи с изменением законодательства Российской Федерации»

Краснодарский край
г. Новороссийск


Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев совместно с членом Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Евгений Громыко провели в Краснодарском крае заседание «круглого стола» на тему «Особенности и перспективы развития винодельческой отрасли в связи с изменением законодательства Российской Федерации».

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 7 июля 2015 (Протокол № 88)

Комитет Совета Федерации по экономической политике 4 июня 2015 года провел «круглый стол» на тему «Особенности и перспективы развития винодельческой отрасли в связи с изменением законодательства Российской Федерации».

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители профильных министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий виноградарско-винодельческой отрасли, общественных и научных организаций, средств массовой информации.

Цель проведения «круглого стола» — оценка текущего состояния законодательного обеспечения винодельческой отрасли, выявление причин, препятствующих развитию отечественного виноделия и выработка совместных рекомендаций, направленных на создание благоприятных условий развития отечественного виноделия.

Участники «круглого стола» отметили следующее.

В соответствии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №2128-р, одной из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, а также в целях формирования культуры потребления алкогольной продукции является создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских качественных вин.

В целях развития винодельческой отрасли ведется работа по совершенствованию нормативной правовой базы. Так, в конце 2014 года был принят Федеральный закон № 490-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 490-ФЗ).

С принятием Федерального закона № 490-ФЗ был внесен ряд существенных изменений, необходимых для развития отечественной виноградарско-винодельческой отрасли, а именно:

установлен правовой статус «винодельческой продукции защищенного географического указания» (далее — ЗГУ) и «защищенного наименования места происхождения» (далее — ЗНМП);

уточнены требования к сырью для производства вина, игристого вина (шампанского) ликерного вина, коньяка, запрещено их производство из сульфитированного сусла или десульфированного виноградного сусла;

установлено право крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ) и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, производить вино, игристое вино (шампанское) из собственного винограда и ограничен объём реализации данной продукции (5000 декалитров в год) для указанных производителей;

упрощены лицензионные требования к производителям винодельческой продукции (отменено предоставление ими заключений от органов пожарного и экологического надзора при получении лицензии);

введено понятие «саморегулируемая организация виноградарей и виноделов», определены её функции, среди которых такие как установление стандартов качества винодельческой продукции и особых требований к коллекции винодельческой продукции;

разрешено размещение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах с 23 до 7 часов местного времени (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований), в периодических печатных изданиях, а также на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания;

разрешена розничная продажа вина, игристого вина (шампанского) в нестационарных торговых объектах, в том числе при оказании услуг общественного питания, сельскохозяйственным товаропроизводителям в стационарных помещениях по месту нахождения производства вина, игристого вина (шампанского).

Введение в Российской Федерации общепринятой во всех винодельческих странах мира системы прослеживаемости происхождения вина, начиная от виноградного куста до вина в бокале, стимулирует развитие отечественного виноделия. Создание реестра виноградных насаждений, введение декларирования собранного и переработанного винограда, защита отечественной винодельческой продукции географическим указанием и наименованием мест ее происхождения позволят российским производителям собственной винодельческой продукции выйти на новый качественный уровень и, соответственно, выйти на мировой рынок.

Кроме того, получение статуса «сельскохозяйственного товаропроизводителя» производителями виноградных вин, а также шампанских и игристых вин из собственного винограда, выращенного на территории Российской Федерации, позволяет распространить на указанную деятельность действие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717. Указанные производители могут рассчитывать на субсидирование части затрат на закладку и уход за виноградниками, направленных на сохранение и развитие виноградарства; субсидирование строительства, реконструкции и модернизации прививочных комплексов, технической и технологической модернизации питомников; финансирование мероприятий научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку новых сортов и эффективных технологий возделывания винограда, проведение клоновой селекции автохтонных сортов винограда и формирование базы виноградопригодных земель; предоставление субсидий на осуществление страхования рисков гибели посадок и урожая виноградников.

В настоящее время в Российской Федерации выращиванием винограда занимается около 280 специализированных и фермерских хозяйств, из них 61 имеет мощности по первичной переработке винограда. По данным Союза виноградарей и виноделов России, в отрасли заняты не менее 86 тыс. человек. В 2009–2013 годах среднегодовая площадь виноградных насаждений (без учета Крымского федерального округа) составляла 62,4 тыс. га. В Республике Крым среднегодовая площадь виноградных насаждений в 2009 −2013 годах составляла 31,58 тыс. га, в городе Севастополь — 5,57 тыс. га. Общая площадь виноградарских насаждений может быть увеличена более чем в 3 раза — с 90 тыс. га до 300 тыс. га.

Согласно данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, объём производства винодельческой продукции за 2014 год увеличился по сравнению с 2013 годом на 3,9% и составил 82,1 млн. декалитров, в том числе объём производства напитков винных, изготовленных без добавления этилового спирта, — на 56,9% (до 17,1 млн. декалитров). Вместе с тем объем производства вина столового сократился на 1,8% (до 32,1 млн. декалитров), вин игристых (шампанских) — на 8,1% (до 15,9 млн. декалитров). Доля импортируемой винодельческой продукции в 2014 году составила в 2014 году около 33% (40,7 млн. декалитров). Экспорт винодельческой продукции в 2014 году составил менее 1% (0,4 млн. декалитров). Доля винодельческой продукции в общем объёме производства алкогольной продукции в 2014 году составила 8% (82,1 млн. декалитров). Структура производства винодельческой продукции в 2014 году составила: вино 39% (32,1 млн. декалитров), винные напитки без добавления этилового спирта 21% (17,1 млн. декалитров), вино игристое (шампанское) 19% (15,9 млн. декалитров), коньяк 12% (10 млн. декалитров), вино фруктовое (ликёрное) 7% (5,7 млн. декалитров), винные напитки с добавлением этилового спирта 2% (1,3 млн. декалитров).

Объем производства вина на территории Республики Крым по итогам 2014 года сократился по сравнению с предыдущим годом на 20,1% и составил 3,4 млн. декалитров (10,7% от объема производства вина на территории Российской Федерации без учета организаций Крымского федерального округа) против 4,3 млн. декалитров за 2013 год (12,7% от объема производства вина на территории Российской Федерации без учета организаций Крымского федерального округа).

Участники «круглого стола» подчеркнули, что розничная продажа винодельческой продукции в 2014 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросла на 0,6% (до 117,5 млн. декалитров).

В качестве сдерживающих факторов развития виноградарско-винодельческой отрасли в регионах страны участники «круглого стола» выделили:

— административную нагрузку;

— проблемы поиска рынков сбыта винодельческой продукции;

— отсутствие баланса интересов всех участников торговой деятельности при определении условий заключения и исполнения договора поставки винодельческих товаров;

— отсутствие развитой сети дорог общего пользования в сельской местности, приводящее к высоким затратам на логистику;

— недостаток профессионально подготовленных кадров;

— необходимость расширения виноградных плантаций.

Винодельческая отрасль Российской Федерации имеет большой потенциал в области импортозамещения, обеспечения занятости населения, а также развития малого и среднего предпринимательства.

В сфере регулирования производства и оборота винодельческой продукции государству необходимо создавать более выгодные условия осуществления деятельности для легальных производителей. В то же время систематически и целенаправленно проводить административно-контрольные мероприятия в отношении субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в теневом секторе экономики.

В целях повышения конкурентоспособности российской винодельческой продукции требуется:

— совершенствовать законодательную базу, регулирующую правоотношения, возникающие при производстве и обороте винодельческой продукции;

— обеспечить сферу высококвалифицированными специалистами, способными осваивать и эффективно использовать современные физико-химические и органолептические методы исследования алкогольной продукции на предмет выявления фальсификаций.

Кроме того, для развития качественного виноделия в Российской Федерации и обеспечения должной защиты потребителя от различных фальсификаций необходима эффективная система контроля качества алкогольной продукции, производимой в Российской Федерации и поступающей на потребительский рынок.

Участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации

1.1. разработать Концепцию государственной политики по развитию отечественного виноградарства и виноделия до 2025 года, в рамках которой предусмотреть меры по повышению культуры потребления винодельческой продукции среди населения страны, а также просветительской деятельности в сфере энологии;

1.2. выработать и принять комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий развития отечественной виноградарско- винодельческой отрасли и увеличения оборота отечественной винодельческой продукции в рамках политики импортозамещения, включающих в себя:

— расширение государственной поддержки предприятий винодельческой отрасли, в том числе создаваемых в форме сельскохозяйственных производственных кооперативов, в части обеспечения доступными финансовыми ресурсами, а также продвижения российских вин на рынки ближнего и дальнего зарубежья и поддержки участия винодельческих предприятий в выставках и международных конкурсах;

— проработку вопроса о субсидировании покупки сельскохозяйственной техники для нужд виноградарско-винодельческой отрасли, в том числе иностранного производства, аналоги которой не производятся отечественными производителями;

— распространение на сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством вина из отечественного винограда, возможности применения упрощенной системы налогообложения (единый сельскохозяйственный налог) с возможностью уплаты акцизов;

1.3. зафиксировать ставки акцизов на «тихие» и игристые вина, произведенные из выращенного и переработанного на территории Российской Федерации винограда, на 4 года, основываясь на предложениях Президента Российской Федерации В.В. Путина о введении моратория на увеличение налоговой нагрузки, высказанного им в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года.

 2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации

2.1. разработать и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект федерального закона о виноградарстве и виноделии во втором полугодии 2015 года;

2.2. подготовить при участии рабочей группы при Комитете Совета Федерации по экономической политике по вопросам развития винодельческой отрасли предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве», допускающих ввоз в Российскую Федерацию саженцев винограда технических сортов, не включенных в «Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию» и имеющих карантинный сертификат Российского образца, для закладки виноградников без использования в целях размножения;

2.3. подготовить в рамках формирования бюджетной заявки на период 2016–2018 годов предложения по внесению изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, предусмотрев в ней дополнительные меры государственной поддержки, в том числе по субсидированию до 30% затрат на строительство виноделен и приобретение технологического оборудования для переработки винограда и хранения виноматериалов и вина;

2.4. представить предложения по упрощению процедуры ввоза в Российскую Федерацию виноградных саженцев и по отмене на срок 5 лет пошлины на ввоз импортного посадочного материала при сохранении строгого фитосанитарного контроля.

3.Министерству внутренних дел Российской Федерации направить в Правительство Российской Федерации предложения по установлению порядка хранения и утилизации изъятого из незаконного оборота алкоголя на специализированных складах.

4. Федеральной налоговой службе рассмотреть возможность по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года №785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» в части корректировки условий выдачи федеральных специальных марок (отмены требования о внесении денежного обязательства и отсутствия задолженности по налоговым платежам, кроме акцизов).

5. Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка

5.1. разработать и внести в период осенней сессии 2015 года в Правительство Российской Федерации проект федерального закона об исключении применения объемных автоматизированных счетчиков и соответствующей части единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на всех этапах производства вина, шампанского (игристого) вина, винных напитков без добавления этилового спирта;

5.2. представить предложения по изменению нормативных правовых актов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по упрощению процедуры получения федеральных специальных марок в связи с принятием Федерального закона № 490-ФЗ.

6. Комитету Совета Федерации по экономической политике создать рабочую группу по вопросам развития винодельческой отрасли с целью проработки вопросов:

6.1. участия в работе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по разработке проекта федерального закона о виноградарстве и виноделии;

6.2. проведения мониторинга получения виноделами лицензий, выдаваемых по новым требованиям в связи со вступлением в силу Федерального закона № 490-ФЗ о производстве винодельческой продукции защищенного географического указания и защищенного наименования места происхождения;

6.3. проработки вопросов:

6.3.1. снижения государственной пошлины за предоставление лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции;

6.3.2. установления ставки акциза на газированные винные напитки на уровне ставки акциза на игристые (шампанские) вина;

6.3.3. повышения ответственности физических лиц за незаконную торговлю алкогольной продукцией вплоть до уголовной, предусмотрев в статье 14.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установление штрафа за торговлю алкогольной продукцией физическими лицами без лицензии до 200 тысяч рублей с конфискацией и утилизацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья;

6.3.4. внесение изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (с изменениями и дополнениями)» в части:

— дополнения его положениями, устанавливающими правовые основы регулирования производства и оборота коллекционной винодельческой продукции;

— установления положений признания сельскохозяйственными товаропроизводителями организаций, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют производство винограда, его первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в винодельческую продукцию (собственная винодельческая продукция), и реализацию этой продукции при условии, что в их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации собственной винодельческой продукции составляет не менее чем 70 % за календарный год;

— введения в целях стимулирования закладки отечественных виноградников и исключения дезинформации потребителей обязанности отечественного производителя вин при использовании импортного виноматериала указывать на этикетке информацию об этом (шрифтом размером не менее 50% от шрифта, которым написано название вина или сорта винограда на этикетке);

6.4. совместно с профильными ведомствами и производителями виноградарской и винодельческой продукции подготовить предложения по развитию страхования виноградных насаждений в Российской Федерации;

6.5. проработать вопрос о необходимости приведения в соответствие национальных стандартов на винодельческую продукцию с нормами действующего законодательства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона № 490-ФЗ

7. Руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется виноградарство и виноделие:

7.1 направить в адрес Министерства сельского хозяйства Российской Федерации представителей для участия в работе по разработке проекта федерального закона о виноградарстве и виноделии;

7.2 продолжить работу по совершенствованию на региональном уровне системы контроля качества алкогольной продукции, производимой в Российской Федерации и поступающей на потребительский рынок, в целях защиты потребителя от различных фальсификаций.