«Круглые столы»

«Правоприменительная практика в сфере развития малого и среднего предпринимательства»

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Коротков Коротков
Алексей Владимирович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Калининградской области
Коротков Алексей Владимирович
, руководитель рабочей группы при Комитете по вопросам малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации провел «круглый стол», в ходе которого участники обсудили практику участия субъектов МСП в закупках товаров и услуг компаний с государственным участием с целью выработки совместных рекомендаций, направленных на создание благоприятных условий для работы предприятий малого и среднего бизнеса.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 12 июля 2018 года (Протокол № 154)

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, общественных и научных организаций.

Цель проведения «круглого стола» – выработать рекомендации, направленные на совершенствование условий участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в закупках товаров и услуг компаний с государственным участием.

В ходе мероприятия обсуждалась практика участия малых и средних предприятий в закупках товаров и услуг компаний с государственным участием. Участники особо отметили, что создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности является одним из определяющих факторов роста экономики.

Расширение доступа к закупкам крупнейших заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) является значимой формой поддержки субъектов МСП.

Начиная с 2015 года, АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация) во взаимодействии с крупнейшими заказчиками и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализует комплекс мероприятий, направленных на создание условий для участия субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков, обеспечивших положительную динамику расширения доступа субъектов МСП к закупкам. Так, с 1 июля 2015 года по 2017 год объем закупок у субъектов МСП значительно возрос – с 64,7 млрд. рублей при номенклатуре 8,4 тыс. позиций до 2,098 трлн. рублей при расширении номенклатуры до 161 тыс. позиций.

В 2018 году, с учетом существенного расширения Правительством Российской Федерации перечня крупнейших заказчиков, планируемый объем закупок у субъектов МСП составит не менее 3 трлн. рублей при расширении номенклатуры товаров, работ, услуг до не менее 200 тыс. позиций.

Особое внимание Корпорации уделяется поддержке инновационных, высокотехнологичных субъектов МСП, которые могут стать потенциальными поставщиками крупнейших заказчиков. В целях консолидации мер поддержки, оказываемых институтами развития таким субъектам МСП, Корпорацией совместно с институтами развития в сфере инноваций подписана «дорожная карта», предусматривающая взаимодействие при оказании консолидированной поддержки «быстрорастущим» инновационным, высокотехнологичным субъектам МСП. Создана рабочая группа, которая начнет осуществлять отбор таких предприятий в целях оказания поддержки и на основании критериев, разработанных с учетом мирового опыта.

Кроме того, в результате реализации мероприятий, направленных на расширение доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков, обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих эффективность участия в закупках субъектов МСП в закупках по приоритетным направлениям: закупки на территории монопрофильных муниципальных образований (моногородов), закупки на территории Дальневосточного федерального округа; закупки у сельскохозяйственных кооперативов. Таким образом, формируется новый гарантированный рынок сбыта продукции для малого и среднего бизнеса с устойчивой тенденцией перехода от закупки простых товаров, работ, услуг к закупке у субъектов МСП продукции с высокой добавленной стоимостью при условии соответствия этой продукции требованиям заказчиков. Это стало возможным благодаря поэтапному расширению сферы деятельности Корпорации путем последовательного увеличения перечня заказчиков, которые обязаны обеспечить закупку у субъектов МСП (с 35 заказчиков в 2015 году до более 1400 заказчиков в 2018 году).

По данным Минфина России, наиболее востребованной продукцией (услугами), поставляемой (оказываемыми) субъектами МСП являются: компьютеры и периферийное оборудование; медицинские инструменты и оборудование; лекарственные препараты и материалы, применяемые в медицинских целях; услуги по ремонту оборудования; услуги в области инженерно-технического проектирования и связанные технические консультативные услуги; работы по строительству коммунальных объектов для электроснабжения и связи, по возведению зданий; услуги в области технических испытаний, исследований, анализа и сертификации; услуги частных охранных служб. Средняя стоимость договора составила около 8,3 млн. рублей за указанный период.

Участники «круглого стола» обсудили готовность к переводу закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых крупнейшими заказчиками, с 1 июля 2018 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 декабря 2017 года №505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 505-ФЗ) в электронную форму на электронных площадках, а также проблемы, связанные с участием субъектов МСП в закупках компаний с государственным участием (в том числе установление заказчиками избыточных требований к содержанию и оформлению заявки; наличие большого количества разрозненных торговых площадок, устанавливающих плату за вход; отсутствие в Федеральном законе № 223-ФЗ запрета на конфликт интересов и требования обоснования начальной (максимальной) цены контракта; ограничение прав участников закупок на открытие более одного специального счета).

Участники «круглого стола» выразили обеспокоенность вступлением в силу с 1 июля 2018 года норм Федерального закона № 505-ФЗ, так как переход на их применение представляется трудоемким и дорогостоящим, создаст дополнительные технологические и организационные барьеры для участников закупок, в первую очередь, для субъектов МСП.

На основании изложенного выше участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о расширении деятельности совещательных органов, предусмотренных директивами представителям интересов Российской Федерации, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2013 года № 6362п-П13, для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) открытых акционерных обществ с государственным участием, являющихся заказчиками, закупочная деятельность которых подпадает под действие Федерального закона № 223-ФЗ.

Министерству финансов Российской Федерации проработать вопрос о создании экспертного совета с участием крупнейших заказчиков в целях организации обсуждения разрабатываемых в развитие норм Федерального закона № 223-ФЗ проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 301875–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».