«Круглые столы»

«Нормативное регулирование реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Липатов Липатов
Юрий Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Московской области
Липатов Юрий Александрович
 провел «круглый стол», участники которого обсудили актуальные вопросы и существующие проблемы в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также законодательного регулирования в означенной сфере.

По результатам обсуждения Комитетом СФ по экономической политике будут выработаны рекомендации

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 29мая 2018 года (Протокол № 151)

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, средств массовой информации.

Цель «круглого стола» — обсуждение актуальных вопросов и существующих проблем в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, законодательного регулирования в означенной сфере.

В 2012 году в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, которыми созданы новые механизмы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В целях сохранения в надлежащем состоянии жилищного фонда и недопущения роста ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Российской Федерации создана региональная система капитального ремонта многоквартирных домов, утверждены региональные программы, в которые включены все многоквартирные дома.

Для обеспечения финансирования капитального ремонта в субъектах Российской Федерации установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, который является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме и уплачивается ежемесячно.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает формирование за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт фондов капитального ремонта общего имущества в каждом таком доме, что осуществляется двумя способами: аккумулированием денежных средств на специальном счете, открытом по каждому конкретному дому, или путем перечисления взносов на счет специализированной некоммерческой организации, создаваемой субъектом Российской Федерации (регионального оператора).

Базовыми элементами региональных систем капитального ремонта являются: обеспечение планирования проведения капитального ремонта жилищного фонда и участия собственников помещений в принятии решений по проведению и контролю за его проведением; определение процедур планирования капитального ремонта с учетом всех источников финансирования; обеспечение возможностей для инициативного проведения капитального ремонта собственниками помещений с учетом состояния конкретного дома; формирование механизмов, обеспечивающих инфраструктурную поддержку проведения капитального ремонта домов, собственники которых не проявляют активности в обеспечении проведения ремонта.

Действующим законодательством предусмотрена компенсация расходов по уплате взносов на капитальный ремонт различным категориям граждан, в том числе социально незащищенным, которая носит заявительный характер. Предлагается упростить процедуру получения компенсации путем перечисления средств из бюджетов различных уровней напрямую юридическим лицам, формирующим фонды капитального ремонта.

Отмечается, что на сегодняшний день остается актуальным вопрос о работе с собственниками помещений, не исполняющими обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Действующим законодательством определены механизмы, предусматривающие борьбу с неплательщиками путем обращения в судебные органы для принудительного взыскания задолженности.

В целях повышения эффективности указанной работы предлагается включение региональных операторов в список лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также освобожденных от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах.

Также на «круглом столе» поднимался вопрос об отсутствии уполномоченного лица по взысканию задолженности с должников, проживающих в многоквартирных домах, фонд которых формируется на специальном счете, что предлагается урегулировать на законодательном уровне, обязав собственников помещений принимать такое решение на общем собрании.

По результатам анализа правоприменительной практики возникла необходимость в устранении факторов, препятствующих эффективной и устойчивой работе региональных систем капитального ремонта в долгосрочной перспективе, в связи с чем представители субъектов Российской Федерации предложили на рассмотрение перечень изменений в действующее законодательство.

В части вопросов, связанных со специальными счетами, представители субъектов Российской Федерации отметили, что на сегодняшний день законодательно не установлены обязательные условия по обеспечению доходности на остатки средств, размещенных на специальном счете. В случае, когда средства размещены на отдельном специальном счете многоквартирного дома, их использование допускается только на цели ремонта данного дома. Таким образом, собранные средства подвержены действию инфляции.

Также анализ региональной практики показал, что решения собственников помещений зачастую принимаются с нарушением законодательства. Однако, орган, уполномоченный на проверку протоколов, Жилищным кодексом Российской Федерации не определен, в связи с чем возникает необходимость наделить орган, осуществляющий государственный жилищный надзор, полномочиями по проверке протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

В связи с вышеизложенным, участники «круглого стола» рекомендуют:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

— ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 294839–7 «О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части исключения излишнего налогообложения региональных операторов и владельцев специальных счетов)»;

— ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 224246–7 «О внесении изменений в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части изменения способа предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг);

— ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 117856–7 «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части изменения порядка освобождения от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт пенсионеров, достигших возраста 80 лет);

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

— рассмотреть возможность внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части включения регионального оператора в список лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

— рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части включения регионального оператора в список лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями;

— проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в части предоставления права доступа к информации, которая ограничена в соответствии федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных;

— проработать вопросы о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части:

• возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязательства по выбору лица, уполномоченного на проведение работы по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт;

• совершенствования вопросов, связанных со специальными счетами;

• вопросов, регламентирующих санкционированное эстетическое размещение коммуникационных и электрических сетей по фасадам многоквартирных домов, а также оформление рекламных конструкций и организацию входных групп юридических лиц на первых этажах многоквартирных домов;

— проработать вопрос о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» в части проверки достоверности определения сметной стоимости;

— проработать вопрос о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части закрепления ответственности органов местного самоуправления по изданию необходимых нормативных правовых актов.

Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и утверждения порядка перечисления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт напрямую юридическим лицам, формирующим фонд капитального ремонта.

Органам местного самоуправления не допускать нарушения сроков разработки и выпуска нормативных правовых актов, предусмотренных действующим законодательством.