Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части стимулирования поиска и оценки месторождений углеводородного сырья, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации) (далее — Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 марта 2020 года (проект № 895543–7 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Целью принятия Федерального закона является дальнейшее совершенствование налогового законодательства Российской Федерации для обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации путем предоставления налогового стимулирования поиска, оценки, разведки и добычи углеводородного сырья.
Данным Федеральным законом внесены изменения в ряд статей части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми для организаций, владеющих лицензиями на пользование участками недр, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, и исчисляющих в отношении углеводородного сырья, добытого на таких участках недр, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении прибыли, полученной от деятельности по освоению указанных участков недр, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках такой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и доходов (расходов), полученных (понесенных) от иной деятельности.
Федеральным законом установлено, что для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству сжиженного природного газа и (или) по переработке углеводородного сырья в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, на новых производственных мощностях, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении прибыли, полученной от указанной деятельности.
Одновременно Федеральным законом налоговое стимулирование распространяется на деятельность по приобретению, сооружению, изготовлению, доставке объектов основных средств, являющихся объектами дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, необходимыми для осуществления деятельности по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья на участке недр, а также по разведке, добыче (извлечению из недр), хранению, транспортировке углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье), добытого на участке недр, и по доведению указанных объектов основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования.
Также Федеральным законом установлены условия и сроки предоставления налогового вычета и уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу в отношении указанных участков недр.
Кроме того Федеральным законом уточняется порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры.
В отношении объектов основных средств Федеральным законом установлена предельная сумма налогового вычета и порядок определения фактически оплаченных сумм расходов. К расходам на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств и доведение указанных объектов основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования, а также на приобретение имущественных прав на такие объекты основных средств приравниваются авансовые платежи, выданные (перечисленные) поставщикам (подрядчикам) по договорам на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств и доведение указанных объектов основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования, а также на приобретение имущественных прав на такие объекты основных средств.
В целом Федеральный закон направлен на комплексное изучение континентального шельфа и прибрежных территорий Арктической зоны Российской Федерации путем развития транспортной и энергетической инфраструктуры, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и внедрения инновационных технологий, и будет способствовать развитию и воспроизводству минерально-сырьевой базы страны.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной частью 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Председатель комитета | А.В. Кутепов |