Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 марта 2020 года (проект № 828237–7 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).

Федеральный закон содержит понятийный аппарат, который применяется исключительно для целей этого Федерального закона во избежание коллизий с действующим законодательством. Федеральным законом определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты и поощрения капиталовложений, меры государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках СЗПК, условия и порядок заключения, изменения, расторжения СЗПК, а также ответственность за их нарушение. Наряду с этим зафиксированы требования к информационному обеспечению в сфере инвестиционной и хозяйственной деятельности. Установлено, что СЗПК может быть заключено по результатам осуществления процедур, предусмотренных в рамках частной проектной инициативы или публичной проектной инициативы.

Закреплено, что СЗПК может быть заключено с организацией, реализующей проект при условии, что такое соглашение предусматривает реализацию нового инвестиционного проекта в одной из сфер российской экономики, за исключением: игорного бизнеса; производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива; добычи сырой нефти и природного газа, включая попутный нефтяной газ; оптовой и розничной торговли; деятельности финансовых организаций, поднадзорных Банку России; строительства административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов.

Федеральный закон предусматривает особенности применения отдельных актов публично-правового образования — «стабилизационной оговорки» — на основании СЗПК на срок 6, 15 или 20 лет при условии осуществления капиталовложений в объеме не менее:

250 миллионов рублей (для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта);

500 миллионов рублей (для проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства);

1,5 миллиарда рублей (для проектов в сфере обрабатывающего производства);

5 миллиардов рублей (для проектов в иных отраслях, за исключением игорного бизнеса, производства табачных изделий и алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи нефти и газа).

В «стабилизационную оговорку» входят налоговые условия (по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам), условия землепользования и градостроительной деятельности.

В случае осуществления капиталовложений в объеме более 10 миллиардов рублей в «стабилизационную оговорку» также могут быть включены неналоговые платежи (на срок до 3 лет), вывозные таможенные пошлины.

Дополнительно предусмотрена стабилизация мер государственной поддержки, предоставленных проектам, через механизм признания соглашений о предоставлении поддержки связанными договорами и дополнения СЗПК основными условиями таких договоров (сроки предоставления, объем).

Кроме того, предусмотрено участие муниципальных образований в СЗПК в случае их согласия, позволяющее включить в «стабилизационную оговорку» земельный налог, отдельные акты в сфере землепользования и градостроительной деятельности.

Для организаций, реализующих проект, являющихся участниками СЗПК, предусмотрена возможность компенсации понесенных ими расходов на транспортную, энергетическую, социальную, коммунальную и цифровую инфраструктуру, формируемую на балансе организации, реализующей проект, либо регулируемой организации, либо Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования за счет вновь поступающих налогов от проекта.

По инициативе инвестора СЗПК заключается в заявительном порядке. В случае если проект предусматривает создание объектов капитального строительства, Российская Федерация и субъект Российской Федерации заключают СЗПК при условии наличия разрешения на строительство соответствующих объектов капитального строительства.

Заключение СЗПК осуществляется в автоматическом режиме в информационной системе. Форма волеизъявления публичной стороны — подписание СЗПК органом государственной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и внесение СЗПК Федеральным казначейством в реестр.

В договорном (не заявительном) порядке заключаются соглашения между организацией, реализующей проект, и регулируемой организацией о поставке товаров, выполнении работ или оказании услуг при условии наличия регуляторного контракта, заключенного между регулируемой организацией и публично-правовым образованием, или решения (правового акта) публично-правового образования, устанавливающего стабильные условия средне- или долгосрочного тарифного регулирования для регулируемой организации.

Необходимо отметить два принципиальных элемента конструкции СЗПК, закрепленных Федеральным законом:

— наличие у инвестора права, а не обязанности реализовать инвестиционный проект (при этом в случае нарушения срока его реализации, установленного СЗПК, соглашение может быть расторгнуто по инициативе публично-правового образования);

— наличие у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации обязанности не применять изменяющие условия реализации проекта акты (при этом в случае, если состоялось применение неприменимого законодательства, инвестор вправе потребовать возмещения реального ущерба).

Дополнительно предусмотрена возможность:

— возмещения организации, реализующей проект, убытков в случае, если основным предметом инвестиционного проекта является создание объекта транспортной инфраструктуры, а объем осуществленных капитальных вложений составил не менее 300 миллиардов рублей;

— возмещения публично-правовому образованию убытков в случае, если для целей реализации инвестиционного проекта были направлены средства Фонда национального благосостояния, предоставлены бюджетные инвестиции и (или) государственные гарантии.

Федеральным законом устанавливается предельный срок заключения СЗПК — 1 января 2030 г.

В целях обеспечения условий для урегулирования разногласий и споров между сторонами соглашения как равными участниками правоотношений законопроект предусматривает возможность рассмотрения таких споров не только в государственных судах, но и в рамках арбитража (третейского разбирательства). Однако обязательным условием для перехода к судебной процедуре является проведение сторонами переговоров (соблюдение претензионного порядка) на протяжении трех месяцев со дня направления уведомления о споре.

Федеральный закон создает правовую основу для системной и комплексной работы по поддержке вложения инвестиций частными инвесторами, в том числе для реализации национальных проектов. Формат СЗПК предусматривает возможность взаимодействия бизнеса и государства (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) как равных субъектов гражданско-правовых отношений (как по инициативе инвестора, так и по инициативе государства) и позволяет сформировать прогнозируемые условия реализации инвестиционных проектов, исходя из того, что достижение поставленных задач не может быть обеспечено исключительно за счет государственных ресурсов.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживают данный Федеральный закон.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом «в» (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».

 

 

Председатель комитета А.В. Кутепов