Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по экономической политике (далее – комитет) рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 марта 2020 года (проект № 871811–7 внесен Президентом Российской Федерации), и отмечает следующее.

Федеральный закон разработан с целью дальнейшего формирования условий для создания благоприятного делового климата, сокращения рисков ведения предпринимательской деятельности с учетом текущей ситуации в сфере внешнеторговой деятельности.

Федеральным законом вносится изменение в статью 193 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому нарушение требований валютного законодательства о зачислении денежных средств от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента или о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента денежных средств, совершенное в крупном размере, будет признаваться уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Кроме того, устанавливается повышенная ответственность за данные нарушения, совершенные как группой лиц по предварительному сговору, так и организованной группой.

Федеральным законом изменяются примечания к статьям 198–1991, 1993 и 1994 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые определяют пороговые значения фиксированных денежных сумм для ряда нарушений, являющихся их обязательными классификационными признаками и позволяющих их отнести к нарушениям в «крупном» и «особо крупном размере», для целей применения мер уголовной ответственности:

‑ при нарушении валютного законодательства о зачислении денежных средств на счета (»в крупном» – от ста миллионов рублей, «в особо крупном размере» – от ста пятидесяти миллионов рублей);

‑ при уклонении физического лица от уплаты налогов, сборов, страховых взносов в течение трех финансовых лет подряд (»в крупном размере» – от двух миллионов семисот тысяч рублей, «в особо крупном размере» – от тринадцати миллионов пятисот тысяч рублей);

‑ при уклонении организацией от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а также при неисполнении обязанностей налогового агента в течение трех финансовых лет подряд (»в крупном размере» – от пятнадцати миллионов рублей, «в особо крупном размере» – от сорока пяти миллионов рублей);

‑ при уклонении страхователя – физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях в государственный внебюджетный фонд в пределах трех финансовых лет (»в крупном размере» – от одного миллиона восьмиста тысяч рублей, «в особо крупном размере» – от девяти миллионов рублей);

‑ при уклонении страхователя – организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях в государственный внебюджетный фонд в пределах трех финансовых лет (»в крупном размере» – от шести миллионов рублей, «в особо крупном размере» – от тридцати миллионов рублей).

Федеральным законом вносится изменение в примечание к статье 210 Уголовного кодекса Российской Федерации (»Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)»), которым ограничивается применение данной нормы в отношении учредителей, руководителей и работников организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководителей, работников ее структурного подразделения, совершивших преступление в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.

Также Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Комитет считает, что изменения, вносимые Федеральным законом, направлены на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства. Федеральный закон будет способствовать снижению рисков ведения предпринимательской деятельности, формированию условий для создания благоприятного делового климата в стране.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

 

 

Председатель комитета А.В. Кутепов