Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»

Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 апреля 2020 года (проект № 896438–7 внесен депутатами Государственной Думы А.Д. Жуковым, И.В. Белых), и отмечает следующее.

Федеральный закон предусматривает проведение с 1 июля 2020 года в городе федерального значения Москве (далее – город Москва) эксперимента по установлению специального правового регулирования (далее –экспериментальный правовой режим, ЭПР) в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта.

Федеральным законом зафиксирован срок установления ЭПР (далее – срок эксперимента) – 5 лет. В отношении участников ЭПР в течение данного срока будет применяться специальное регулирование, установленное нормативными правовыми актами города Москвы, которые утрачивают силу по его истечении.

Федеральным законом вводятся определения понятий «экспериментальный правовой режим», «искусственный интеллект», «технологии искусственного интеллекта», «общее регулирование», «специальное регулирование», «уполномоченный орган» и «участник экспериментального правового режима».

Согласно Федеральному закону, участниками ЭПР будут являться юридические лица или индивидуальные предприниматели, включенные в реестр участников ЭПР. При этом Федеральный закон устанавливает требования к заявителям, регламентирует порядок приобретения статуса участника ЭПР, закрепляет основания для отказа заявителям, права и обязанности участников ЭПР, основания для исключения участника ЭПР из реестра.

Федеральным законом закрепляются цели, задачи и основные принципы установления ЭПР.

В целях установления ЭПР высший исполнительный орган государственной власти города Москвы (далее – Правительство Москвы) наделяется полномочиями по определению на территории города Москвы условий и порядка разработки, создания, внедрения и реализации отдельных технологий искусственного интеллекта; случаев и порядка использования результатов применения искусственного интеллекта; случаев обязательного применения и учета результатов применения искусственного интеллекта в деятельности органов исполнительной власти города Москвы. Правительством Москвы определяется также уполномоченный орган — орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на координацию мероприятий ЭПР.

По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (Минкомсвязь России), Правительство Москвы определяет порядок и условия обработки участниками ЭПР персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям, включая механизмы обеспечения конфиденциальности передаваемых данных и безопасности их хранения. Хранение персональных данных, полученных в результате обезличивания, должно осуществляться исключительно в пределах города Москвы.

Наряду с этим, Федеральным законом устанавливается, что полученные в результате обезличивания и обработки персональные данные, не могут быть переданы лицам, не являющимся участниками ЭПР. В случае утраты статуса участника ЭПР или прекращения эксперимента, лицо, являвшееся ранее участником ЭПР, утрачивает право на получение таких персональных данных, а хранящиеся у него данные подлежат уничтожению. Участники ЭПР будут нести ответственность за соблюдение прав субъектов персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» в течение всего срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в эксперименте.

В целях формирования стратегических направлений совершенствования механизмов ЭПР, в том числе мониторинга ЭПР, согласно Федеральному закону, предусмотрено создание координационного совета экспериментального правового режима. Полномочием по утверждению положения и состава координационного совета наделяется Правительство Москвы по согласованию с Правительством Российской Федерации. По результатам проведения эксперимента данный совет должен подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в законодательство Российской Федерации. Наряду с этим, координационный совет наделяется правом участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов города Москвы по вопросам, связанным с установлением ЭПР, а также вносить предложения по совершенствованию механизмов ЭПР в процессе и по итогам применения специального регулирования.

Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.

В целом, Федеральный закон направлен на стимулирование внедрения, развития и использования технологий искусственного интеллекта, определение сфер экономики и общественных отношений, в которых целесообразно внедрение искусственного интеллекта, а также на установление правил, которые необходимо скорректировать или ввести в действующее законодательство.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендуют одобрить Федеральный закон.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных».

 

Председатель комитета А.В. Кутепов