Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Замечания и предложения к проекту федерального закона № 848392–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий»

Комитет Совета Федерации по экономической политике (далее – комитет) рассмотрел проект федерального закона № 848392–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий» (далее – законопроект), внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 29 ноября 2019 года Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.

Законопроектом предлагается:

 — наделить Федеральную антимонопольную службу (далее – ФАС России) полномочиями на изъятие документов и предметов проверяемого лица, получение объяснений, получение материалов оперативно-розыскной деятельности и охраняемой законом тайны;

— применять программу освобождения от ответственности (или ее смягчения), которые предусматривают для участников антиконкурентных соглашений и согласованных действий, добровольно представивших в антимонопольный орган информацию о заключении антиконкурентного соглашения или участии в согласованных действиях, полное или частичное освобождение от административной ответственности. При этом уточняется процедура реализации механизма освобождения (снижения) ответственности за сообщение информации о нарушении.

— включить в извещение об осуществлении закупки предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях и осуществлении согласованных действий;

— внести изменения в внести изменения в Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», определяющие порядок использования ФАС России результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании картелей. При этом уточняются полномочия ФАС России по направлению в адрес правоохранительных органов материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Дополняется новая функция ФАС России — ведение реестра участников, ограничивающих конкуренцию соглашений, который будет носить информационный характер для заказчиков.

10 декабря 2019 года комитетом было проведено совместное с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рабочее совещание по обсуждению представленного законопроекта с приглашением представителей Федеральной антимонопольной службы, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

По итогам совещания участниками было высказано мнение о нецелесообразности наделения антимонопольной службы полномочиями аналогичными полномочиям фискальных и силовых ведомств, поскольку это не соответствует контрольно-надзорным функциям федеральных органов исполнительной власти, которыми наделена ФАС России. Предлагаемое расширение полномочий ФАС России может привести к злоупотреблению правом, поскольку ФАС России в ходе проверки не устанавливает правонарушения, а лишь выявляет признаки правонарушения.

Комитет полагает, что введение реестра юридических лиц и органов юридических лиц — участников ограничивающих конкуренцию соглашений избыточно.

Наделение антимонопольного органа при проведении проверок правом получать персональные данные и сведения об абонентах услуг связи противоречит Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (28.01.1981), Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральному закону от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» и по этой причине не может быть поддержано.

Увеличение срока давности рассмотрения антимонопольного дела до 6 лет при наличии признаков преступления несоизмеримо нарушению (срок давности по части 1 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет 2 года) и влечет риски для бизнеса в течение продолжительного времени.

Комитет отмечает, что менять законодательство в интересах одного ведомства недопустимо, поскольку это создаст прецедент для других ведомств.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике не поддерживает проект федерального закона № 848392–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий».

 

 

Председатель комитета А.В. Кутепов