Сенатор провел «круглый стол» по мерам поддержки развития отечественного автопрома.
Председатель Комитета СФ
по экономической политике Андрей Кутепов
Кутепов
Андрей Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
провел «круглый стол», посвященный реализации мер поддержки развития
автомобильной промышленности, включая повышение уровня локализации производства
автокомпонентов.
Мероприятие прошло в режиме видеоконференции. В нем приняли участие члены Комитета СФ по экономической политике Сергей Калашник
Калашник
Сергей Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Костромской области
и Александр Пронюшкин,
Пронюшкин
Александр Юрьевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Владимирской области
сенаторы РФ,
представители Министерства промышленности и торговли, Министерства транспорта,
Счетной палаты РФ, законодательных и исполнительных органов государственной
власти субъектов Федерации, крупнейших российских автоконцернов.
Мероприятие в части мер поддержки развития автопрома является продолжением работы, начатой сенаторами в декабре прошлого года, отметил Андрей Кутепов.
«Автомобильная промышленность — мощная и, наверное, главная отрасль с точки зрения инноваций и технологического развития экономики», — сказал сенатор. По его словам, режим «промышленной сборки» решил одну из ключевых задач — обеспечил спрос за счет внутреннего производства автомобилей. «Совершен переход от страны-импортера подержанных машин к стране с развитым сборочным циклом. Вокруг таких агломераций, как Санкт-Петербург, Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород кипит жизнь. В отрасль приходят инвестиции».
При этом сенатор отметил ряд проблем, которые требуют решения. В их числе — разработка отечественных технологий, низкая доля экспорта и слабая динамика развития производства автокомпонентов. По мнению сенатора, важно выработать механизм, выравнивающий условия по локализации для всех участников рынка.
В целях локализации критических технологий Президентом РФ принято решение о введении с 1 января 2020 года пропорциональной зависимости размера «промышленных субсидий», получаемых автопроизводителями, от фактического уровня «балльной» оценки по каждому автомобилю, произведенному в рамках специальных инвестиционных контрактов, напомнил Андрей Кутепов.
«Требуют своего решения и вопросы технических регламентов. В настоящее время проходит согласование третьего пакета к Техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств». 26 октября на площадке Комитета прошло совещание по этому вопросу», — рассказал сенатор. При этом, отметил он, со стороны Минпромторга диалог с профессиональным сообществом идет недостаточно активно.
Также, требуется более активная работа со стороны Государственного научного центра РФ «НАМИ», ГИБДД и других ведомств и организаций, сказал сенатор. «Профильный Комитет СФ будет держать ситуацию на контроле с тем, чтобы российские участники рынка не потеряли обороты и сохранили занятость».
Главные задачи связаны с увеличением добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания автомобилей в России, считает Андрей Кутепов. «Мы хотим, чтобы не только наши автомашины, но и наши производители технологий и автокомпонентов стали лидерами глобального рынка. Для этого у нас есть и ресурсы, и кадры, и научные заделы».
Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов рассказал о текущих мерах поддержки автопроизводителей и о текущей работе по локализации производства автомобилей и автокомпонентов.
По словам замминистра, планируется запуск с 1 января 2021 года программы, в соответствие с которой государство будет софинансировать на грантовой основе проекты по производству компонентов для автомобилей в размере порядка 30 процентов от общей стоимости инвестиций для их реализации. «Этот механизм будет реализован на базе Фонда развития промышленности, также будет создан экспертный совет из главных инженеров крупнейших автопроизводителей и производителей автокомпонентов, работающих в России».
Представители автоконцернов акцентировали внимание на текущих проблемах отрасли, отсутствии унифицированных мер поддержки в регионах. Была высказана необходимость скорейшего создания государственной стратегии развития автокомпонентов на долгосрочную перспективу.
«Потенциал наших производителей большой. Мы должны предпринять совместные усилия, чтобы стимулировать наших производителей к более высокой локализации и более высокой производительности труда», — сказал Андрей Кутепов, комментируя выступления участников. «Еще одной важной задачей является стимулирование российского экспорта».
Сенатор также отметил, что для решения задачи по привлечению иностранных производителей в Россию, мы должны создать соответствующие условия. «Это касается не только финансовой стороны, но и создания качественной инфраструктуры. Многое в этом вопросе зависит от регионов. Там, где регионы активны, это уже происходит».
Также, сказал сенатор, нужно думать над снижением процентных ставок кредитования в тех сферах, которые являются приоритетными для государства. Это в полной мере относится к автопрому и производству автокомпонентов.
Все прозвучавшие предложения будут проанализированы, доработаны и оформлены в качестве рекомендаций «круглого стола» для законодательной и исполнительной власти.