Совещание провел Ю. Федоров.
Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров провел совещание на тему: «Вопросы реализации законодательства Российской Федерации в отношении системообразующих территориальных сетевых организаций» (СТСО).
Сенатор напомнил, что в 2024 году начал действовать Федеральный закон № 185-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об электроэнергетике и отдельные законодательные акты РФ», предусматривающий создание в каждом регионе страны СТСО как единого центра ответственности за надежное энергоснабжение. По его словам, внедрение этого института стало важным шагом в работе по консолидации электросетевого комплекса.
Директор Департамента оперативного управления в ТЭК Минэнерго РФ Елена Медведева подчеркнула ключевую роль СТСО. «К основным функциям таких организаций относятся надежное функционирование всех объектов электросетевого хозяйства в регионе, включая эксплуатацию бесхозяйных объектов, капитальный ремонт, модернизация и техническое перевооружение сетей, участие в экспертизе тарифных заявок. СТСО также функционирует как единый центр для взаимодействия с потребителями и энергосбытовыми организациями».
Она отметила, что, несмотря на планомерную работу по сокращению территориальных системных организаций (ТСО), оказывающих услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, целевой показатель – 3–4 организации на регион – пока не достигнут. «В сентябре 2025 года были ужесточены критерии отнесения компаний к ТСО: теперь учитываются только объекты, находящиеся в собственности организаций. По прогнозам Минэнерго России, это позволит достичь целевого количества ТСО уже в 2026 году». По словам Елены Медведевой, часть игроков рынка искусственно объединяются, чтобы сохранить статус ТСО, но при этом не способны в полной мере выполнять возложенные на них законодательством функции.
В дискуссии приняли участие заместитель генерального директора по правовому обеспечению ПАО «Россети» Даниил Краинский, директор по стратегии и развитию «Башкирэнерго» Сергей Михеев, и. о. генерального директора «Иркутской электросетевой компании» Илья Бриллиантов и генеральный директор «Юго-западной электросетевой компании» Вадим Павлов.
Участники совещания констатировали, что в процессе передачи полномочий от территориальных сетевых организаций к СТСО часто возникают серьезные проблемы. Аналогичные сложности сопровождают и процедуру безвозмездной передачи региональных и муниципальных объектов в пользование системообразующим организациям. Представители компаний также указали на трудности, связанные с недостаточностью ресурсов и средств у СТСО для обслуживания и восстановления бесхозяйных сетей. По их словам, на практике остаются не до конца решенными вопросы компенсации затрат на устранение аварийных ситуаций. В связи с этим прозвучали предложения создать компенсационно-резервный фонд для ликвидации аварий и ввести мораторий на прокурорские проверки в первые один-два года после передачи таких объектов.
Заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Сергей Гафаров добавил, что в планах Службы провести анализ результативности ужесточения критериев для отнесения компании к ТСО.
Старший прокурор Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Наталья Федотова сообщила, что практика прокурорского надзора подтверждает озвученные на совещании проблемы. Она также проинформировала о масштабной прокурорской проверке в сфере электроэнергетики, которая проводится по поручению Президента РФ и будет завершена к концу ноября. «Тема реализации положений законодательства об СТСО будет там освещена отдельным блоком». При этом Генеральная прокуратура РФ уже работает с экспертными заключениями, предоставленными СТСО.
Подводя итоги обсуждения, Юрий Федоров
Федоров
Юрий Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Удмуртской Республики
отметил, что первый год работы института СТСО выявил
не только его эффективность – в частности, повышение надежности энергоснабжения
на 2% – но и ряд проблем. «В 2026 году планируется доработать нормативную базу, – сообщил сенатор. – В числе приоритетных задач – уточнение порядка «подхвата»
сетей внутри регулируемого периода, усиление ответственности территориальных
сетевых организаций за надежность своих сетей и обеспечение прозрачности
тарифных заявок».








